Основные функции современной маркетинговой работы.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой, финансово-инвестиционной, кадровой, инновационно-стратегической и иными сферами экономической деятельности современных хозяйствующих субъектов наделен рядом расчетно-аналитических функций, основными из числа которых являются следующие:
1. Комплексное исследование рыночной среды и запросов потенциальных потребителей. Данная функция представляет собой научно обоснованную и систематически производимую теоретико-эмпирическую работу, требующую существенных финансовых, временных и информационных издержек и состоящую из нескольких приоритетных направлений маркетинговых исследований:
- анализ маркетинговой среды, а именно: демографических и географических условий предпринимательской деятельности, экономических, научно-технических, политико-правовых, социальных, культурно-исторических и иных особенностей рыночной среды, а также специфических качеств предприятий – конкурентов, посредников, поставщиков, контактных аудиторий (средств массовой информации, государственных учреждений, банков, общественных организаций);
- исследование совокупных экономических характеристик рыночных отношений: спроса, предложения, емкости рынка, ценовой динамики, уровня конкуренции и т.д.;
- изучение потребительских свойств конкретных товаров и услуг и их экономического поведения на рынке, а также предпочтений коллективных и индивидуальных потребителей и их представлений о желаемых характеристиках реализуемой продукции;
- маркетинговая оценка фирменной инфраструктуры рынка: фирм-покупателей, конкурентов, поставщиков, реализаторов, нейтралов и др.;
- маркетинговая характеристика разнообразных форм и методов торговли;
- определение и изучение наиболее экономически предпочтительных рыночных сегментов.
2. Сегментация рынка. Это расчетно-аналитическая функция маркетинговой работы, предполагающая индикацию доминирующих сегментов рынка, а именно: групп коллективных и индивидуальных потребителей товаров и услуг, отличающихся однородным экономическим характером спроса и однотипной реакцией на маркетинговое воздействие предприятия (т.е. его товарную, ценовую, сбытовую, рекламную и иную деятельность).
Сегментация рынка экономически взаимосвязана с маркетинговой политикой индивидуализации производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Маркетинговая стратегия в данном случае заключается в отказе от выпуска стандартного и универсального товара, рассчитанного на всех потребителей, и признании экономической оптимальности бизнеса в многообразии и индивидуализации предложения продукции, работ и услуг. Однако в этой связи необходимо избегать чрезмерной рыночной сегментации или так называемой гиперсегментации, которая ограничивает объемы экономического спроса на товары и существенным образом повышает их производственную и коммерческую себестоимость.
3. Маркетинговый анализ производственно-сбытовых возможностей хозяйствующего субъекта, предполагающий исследование специалистами-маркетологами конкурентного потенциала, экономических преимуществ и недостатков собственного предприятия: его основных производственных фондов, материально-технической базы, научно-технических ресурсов, товарного ассортимента и финансово-инвестиционных резервов его обновления.
4. Выбор целевого рынка, представляющий собой маркетинговую функцию, которая заключается в оценке требований рыночных сегментов, с одной стороны, и производственно-сбытовых, финансово-инвестиционных, кадровых и инновационно-стратегических возможностей самого хозяйствующего субъекта – с другой, с целью установления между ними состояния экономического равновесия.
Целевой рынок – это такой рыночный сегмент (или множество сегментов), в пределах которого не только конкурентные преимущества предприятия-товаропроизводителя, но и его относительно слабые экономические характеристики могут быть использованы в целях достижения продукцией оптимального положения в условиях рыночной конкуренции, гарантировав ей максимальный покупательский спрос.
5. Разработка маркетинговой инновационно-стратегической политики хозяйствующего субъекта, заключающаяся в формировании стратегических и тактических программ производственно-сбытовой и финансово-инвестиционной деятельности предприятия, которые предусматривают расчетно-аналитические прогнозы развития целевого рынка, определение целей, задач и тактики экономического поведения хозяйствующего субъекта, его товарную, ценовую и сбытовую политику, а также стратегию инновационного стимулирования рекламной деятельности.
6. Разработка товарной политики хозяйствующего субъекта, которая представляет собой маркетинговую функцию, связанную с составлением комплекса маркетинговых мер воздействия на внешний рынок и направленную на улучшение конкурентных основ предприятия-товаропроизводителя. В данном случае товарная маркетинговая политика должна предусматривать анализ потребительских свойств производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, разработку их инновационных разновидностей, повышение конкурентоспособности товаров и пролонгирование их экономического «жизненного цикла», оптимизацию товарного ассортимента. Иными словами, необходимо довести качественные характеристики товаров до уровней конкретных экономических запросов потребителей и обеспечить тем самым их эффективный сбыт.
7. Определение финансово-инвестиционной и ценовой маркетинговой политики предприятия, означающей установление финансово-экономической стратегии поведения товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период времени применительно к каждому виду выпускаемой продукции, работ или услуг. Финансово-инвестиционная (в том числе и ценовая) политика хозяйствующего субъекта позволяет своевременно изменить ценовую составляющую конкурентоспособности товара, индикатировать ценовой уровень в зависимости от требований рынка и фазы «жизненного цикла» товара, а также применить стратегию ценовых скидок, льгот и компенсаций.
8. Формирование сбытовой маркетинговой политики, предназначение которой заключается в планировании и создании экономически эффективных каналов сбыта товаров посредством прямого, косвенного и комбинированного методов. Прямой метод предполагает организацию сбытовых филиалов хозяйствующего субъекта, складов, демонстрационных залов и центров техобслуживания производимой продукции или, другими словами, реализацию собственных товаров через собственную сбытовую сеть. Косвенный маркетинговый метод означает совершение торговых операций посредством независимых посредников. Комбинированным методом возможно считать торговлю через различные смешанные торговые общества и совместные предприятия.
9. Установление коммуникационных отношений хозяйствующего субъекта, означающее воплощение в его производственно-финансовую практику коммуникационной маркетинговой стратегии или, другими словами политики товаропродвижения, формирования спроса и стимулирования сбыта. В этой связи предприятию-товаропроизводителю необходимо планировать и последовательно реализовывать комплекс мероприятий, направленных на адаптацию выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг на рынке, осуществлять активные рекламные акции, поддерживать взаимосвязи с общественностью, стимулировать развитие персональных продаж, развивать предпродажное и послепродажное, гарантийное и послегарантийное обслуживание.
10. Разработка кадровой маркетинговой стратегии и формирование маркетинговых служб предприятия – это функция научно организованной маркетинговой работы хозяйствующего субъекта, связанная с созданием им специальных инфраструктурных подразделений в системе управления производственно-сбытовой и финансово-инвестиционной деятельностью, которые, как правило, должны быть основаны на 4-х приоритетных экономических принципах: по товарному принципу (т.е. по характеристике производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг); по экономико-географическому принципу (принимающему во внимание местоположение хозяйствующего субъекта в определенном экономическом регионе государства); по группам потребителей (т.е. принципу, состоящему из дифференцированной экономической оценки различных социальных групп и слоев потенциальных потребителей товаров и услуг); по принципам маркетинговой деятельности (включающей в себя решение производственно-сбытовых, финансово-инвестиционных, кадровых, инновационно-стратегических, рекламных и иных задач).
Кроме того, кадровая маркетинговая стратегия предусматривает также реализацию комплекса экономических мер по повышению уровня квалификации наличной рабочей силы хозяйствующего субъекта, улучшению профессиональной подготовки его кадрового персонала, созданию активных рабочих групп высококвалифицированных специалистов, позволяющих определять наиболее приоритетные направления деятельности предприятия и концентрировать усилия на максимально эффективных аспектах рыночного предпринимательства.
11. Маркетинговый контроль и оценка экономической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Данная маркетинговая функция осуществляется в процессах практической реализации маркетинговых программ в виде контрольных процедур за соблюдением плановых заданий по производственно-сбытовым операциям, уровням их прибыльности и эффективности и окупаемости маркетинговых издержек, а также периодической ревизии и мониторинга маркетинговых подразделений предприятия.
Экономическая эффективность маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов-товаропроизводителей оценивает в два расчетно-аналитических этапа:
- на стадии планирования инновационных маркетинговых нововведений с целью предварительной характеристики их потенциальной экономической эффективности;
- на стадии завершения практической реализации конкретного периода маркетинговой работы, представляющей собой финансово-инвестиционную аналитику фактически достигнутых результатов маркетинговой инновации.
4.Разновидности маркетинговой деятельности предприятий-товаропроизводителей.
Современная маркетинговая деятельность представляет собой единообразную согласованную концепцию научно организованного управления деятельностью хозяйствующего субъекта-товаропроизводителя. Однако в зависимости от экономических приоритетов самой маркетинговой деятельности в научном управлении принято дифференцировать следующие основные разновидности маркетинга:
1. Разновидности, определяемые структурой маркетинговой концепции:
1.1. МЕНЕДЖЕРИСТСКИЙ МАРКЕТИНГ, который основан на приоритете маркетинговой концепции в процессе экономического управления хозяйствующим субъектом и преобразование его маркетинговых подразделений до уровня менеджеров высшего звена управления, когда служба маркетинга возглавляется, например, вице-президентом фирмы, координирующем всю ее работу. Менеджеристский вид маркетинга – это активная маркетинговая работа, направленная не только на изучение внешней рыночной среды и адаптацию к ней производимой продукции и оказываемых услуг, но и формирование самого рынка и потенциальных запросов потребителей согласно экономическим интересам предприятия-товаропроизводителя.
1.2. БИХЕВИОРИСТСКИЙ МАРКЕТИНГ, предполагающий экономический приоритет задачи исследования социальной психологии потенциальных потребителей и мотивации покупательского поведения. Данная разновидность маркетинга чрезвычайно важна для крупных экономически передовых предприятий-товаропроизводителей, которые в состоянии практически реализовывать крупномасштабные по количеству и качеству маркетинговые нововведения в виде производственно-сбытовой, финансово-инвестиционной, ценовой, рекламной и коммуникационной политики. В этой связи хозяйствующие субъекты стремятся не только обеспечить собственной продукции устойчивый покупательский спрос, но и сформировать ее позитивный имидж, создав при этом длительную приверженность и лояльность покупателей к определенной торговой марке.
1.3. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ, уделяющий особое внимание координации и экономической согласованности всех составляющий мер маркетингового воздействия на внешнем рынке, а именно: производственно-сбытовой, финансово-инвестиционной, кадровой, инновационно-стратегической, ценовой, коммуникационной и иным стратегиям и их равновесному экономическому участию в процессе достижения основных хозяйственных целей.
1.4. ПРЯМОЙ или ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ МАРКЕТИНГ, характеризующийся прямым способом реализации товаров и услуг и предполагающий организацию производственно-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов в форме персональных продаж через собственных сбытовых агентов-коммивояжеров, а также в виде продаж посредством каталогов и рекламных акций, при которых производитель и продавец определенной продукции непосредственно вступают в контакт с ее потенциальным потребителем.
1.5. ИННОВАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, который предполагает доминирующую экономическую роль прогрессивных научно-технических разработок, основанных на фундаментальных и прикладных теоретико-эмпирических исследованиях, и признает в качестве наиважнейшей функцию долгосрочного стратегического планирования производственно-сбытовой и финансово-инвестиционной деятельности предприятия.
1.6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, призванный содействовать эффективному разрешению экономических задач определенного хозяйствующего субъекта в соответствии с требованиями защиты окружающей среды и экологическими интересами всего общества в целом.
1.7. СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ, который в полной мере отвечает не только экономическим запросам конечных потребителей продукции, работ или услуг, но и в равной степени принимает во внимание социальные проблемы развития общества, в частности морально-этические, эстетические, культурно-исторические, духовно-нравственные и иные аспекты современного бизнеса.
2. Разновидности маркетинга по территориям охвата:
2.1. ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ, связанный с вопросами реализации товаров и услуг в пределах одного государства и лимитированный в силу этого его национальной границей. Как правило, на внешний экономический рынок хозяйствующие субъекты-товаропроизводители начинают выходить несколько позднее, чем на внутренний, в случае, когда ими достигнуты значительные экономические результаты и им недостаточно простора и емкости отечественного рынка.
2.2. ЭКСПОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ, который непосредственно обусловлен усложнением экономических функций и задач в сфере маркетинговой деятельности предприятий и предполагает дополнительные исследования новых зарубежных рынков сбыта продукции, работ или услуг, формирование инфраструктуры зарубежных производственно-сбытовых служб, подразделений, филиалов и т.д.
2.3. ИМПОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ, в настоящее время вызывающий активную экономическую дискуссию, поскольку он непосредственно не связан с технологией продвижения товаров на рынок, организацией успешных продаж и эффективного сбыта. Тем не менее, импортный маркетинг предполагает особенную форму расчетно-аналитических исследований рынка в целях достижения высокоэффективных закупок и, в силу этого, может быть признан специфичной научно-практической маркетинговой работой.
2.4. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ МАРКЕТИНГ, определяющий собственным предметом экспортные и импортные разновидности современной маркетинговой деятельности относительно объектов внешней торговли.
2.5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, в качестве своих специфических функций рассматривающий формы не только внешней торговли, но и непосредственно внешнеэкономического сотрудничества (например, научно-технического, промышленного и т.д.).
2.6. ЗАРУБЕЖНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, который соприкасается с экономическими вопросами продаж и приобретения результатов научно-технической деятельности – патентов и лицензий, что в значительной степени видоизменяет характер маркетинговой работы и связывает ее с подготовкой патентных и лицензионный материалов и информации для продаж, изучением специфики зарубежного патентного права и т.д.
2.7. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ, являющийся новейшим прогрессивным периодом в развитии маркетинговой науки, поскольку практическая реализация его операций в предполагает сбыт продукции национальными хозяйствующими субъектами, зарегистрированными за рубежом, или иностранными компаниями в собственной стране.
2.8. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ, практика которого отличается существенной спецификой производственно-сбытовых задач предприятия-товаропроизводителя и присуща, главным образом, транснациональным компаниям, охватывающим рыночные территории большого количества государств.
2.9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ, представляющий собой активную маркетинговую деятельность крупнейших фирм и транснациональных корпораций в общемировом экономическом масштабе и включающий стратегии развития и формирования мировых рынков независимо от национальных границ и территорий согласно стандартизованным, признанным в международном масштабе глобальным маркетинговым программам.
3. Разновидности маркетинга в зависимости от характера экономического спроса:
3.1. КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ, трансформирующий методом научно-технических инноваций, прогрессивных нововведений и льготных ценовых стимулов негативный отрицательный экономический спрос в позитивный.
3.2. КРЕАТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ, формирующий покупательский спрос, отсутствующий в конкретный момент времени на рынке.
3.3. СТИМУЛИРУЮЩИЙ МАРКЕТИНГ, призванный существенно усилить покупательский интерес к определенной разновидности производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, если в настоящее время он находится на недостаточно высоком уровне.
3.4. РЕМАРКЕТИНГ, представляющий собой ряд стратегических маркетинговых нововведений, направленных на реанимацию покупательского спроса в случае его экономического регресса.
3.5. СИНХРОМАРКЕТИНГ, означающий внедрение в производственно-сбытовой процесс хозяйствующего субъекта ряд маркетинговых инноваций, ориентированных на стабилизацию экономически неустойчивого (вариативного) покупательского спроса, характеризующегося широкой амплитудой временных колебаний.
3.6. ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ МАРКЕТИНГ, предназначение которого заключается в том, чтобы посредством маркетинговых мер гарантировать предприятию-товаропроизводителю длительное сохранение покупательского спроса на определенную разновидность выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, в настоящее время являющегося экономически оптимальным.
3.7. ДЕМАРКЕТИНГ, оказывающий содействие экономическому регрессу излишне высокого и экономически нецелесообразного хозяйствующему субъекту покупательского спроса на конкретные товары или услуги, который, как правило, достигается маркетинговыми методами повышения ценовых уровней, сокращения сроков сервисного обслуживания и т.д.
3.8. ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ МАРКЕТИНГ, призванный в определенной степени экономически ликвидировать спрос на товары, отличающиеся антигуманным, антисоциальным характером либо являющиеся иррациональными с общественной, здравоохранительной, правовой, морально-этической и иных точек зрения.