Общая характеристика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные.
Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем экономического развития.
Социальные фонды – фонды, предназначенные для решения социальных проблем общества.
Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне.
Источники внебюджетных фондов могут быть постоянными и временными.
Основные направления расходования денежных средств внебюджетных фондов следующие:
уставная деятельность;
инвестирование определенной доли излишних денег в государственные ценные бумаги;
коммерческая деятельность.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По своей сущности внебюджетные фонды– это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно-расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений:
a) специальных целевых налогов;
б) за счет займов и проведения денежно-вещевых лотерей;
в) за счет субсидий из бюджета;
г) дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;
д) добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
С помощью внебюджетных фондов можно:
влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти – центральных, республиканских и местных.
Внебюджетные фонды могут иметь определенные льготы:
a) освобождения от уплаты налогов;
б) освобождение от уплаты таможенных пошлин (исключаются льготы по коммерческой деятельности).
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяется характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
В Казахстане функционировали разные государственные внебюджетные фонды, начиная с 90-х годов. Но с 1999г. их наличие было признано нецелесообразным в связи с проводимой политикой централизации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканский бюджет.
Вместе с тем мировая практика подтверждает эффективность децентрализации автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов с целью оперативного управления ими при обеспечении контроля за расходованием средств со стороны общества.