Расходы на национальную оборону

Расходы на оборону также входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Они проходят по разделу IV функциональной бюджетной классификации РФ «Нацио­нальная оборона».

Деятельность государства по обороне страны является важ­ным фактором укрепления его независимости и могущества.

КонституцияРФ провозглашает:

1. «Защита Отечества является долгом и обязанностью граж­данина Российской Федерации».

2. «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом...» (ст. 59).

Расходы на содержание Вооруженных СилРФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание Цен­трального аппарата Министерства обороныРФ, боевую подго­товку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образова­ния и на здравоохранение.

В условиях сокращения численности Вооруженных Сил РФ все большее значение приобретают расходы на выплаты едино­временных денежных пособий военнослужащим при увольне­нии в запас. В данные пособия входят выплаты компенсации за вещевое имущество, оплата транспортных услуг; обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, пре­доставление им жилищных сертификатов.

Расходы по финансированию военно-учебных заведений также проходят по разделу «Национальная оборона». В послед­ние годы учебные расходы в Вооруженных Силах постоянно сокращаются. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009 «О военных образовательных учреждениях про­фессионального образования Министерства обороны РФ»* произведена реорганизация военных образовательных учреждений с целью их совершенствования, а фактически сокращения.

* Российская газета. — 1998. — 3 сентября.

Все мероприятия по созданию, преобразованию, реоргани­зации, ликвидации и содержанию военных учебных заведений осуществлялись в пределах бюджетных ассигнований, утвер­жденных Министерством обороны РФ.

Денежные средства, выделяемые государством на нацио­нальную оборону, предусматриваются сметой Министерства обороныРФ, которой распоряжается главный распорядитель бюджетных средств, т.е. министр обороны.

Особым подразделением бюджетного раздела на военные це­ли являются расходы на проведение военной реформы, которой придается исключительно важное значение в совершенствова­нии Вооруженных СилРФ.

Внебюджетные средства

Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой соци­ально-культурной деятельности разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета. Они назывались вне­бюджетными и строго регулировались законодательством.

В современных условиях рыночных отношений внебюджет­ные средства приобрели исключительно важное значение.Ихпонятие значительно расширилось. Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, хотя это деление в опре­деленной степени условно.

Главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств — зарабо­танные доходы и незаработанные доходы. Такое деление при­знается в большинстве стран с рыночными отношениями.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятель­ности, но связанные с ней.

Незаработанные доходы — это средства бюджетного учрежде­ния, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностран­ных юридических и физических лиц, т.е. спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общест­венных и других организаций. К незаработанным доходам также можно причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, при лик­видации или реорганизации тех или иных организаций.

Основными доходами все же являются специальные средст­ва. По источникам образования они крайне разнообразны. Зна­чительная их часть создается путем получения доходов от ис­пользования принадлежащего организации имущества, зданий, оборудования; от эксплуатации транспорта; производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйств, лечебно-трудовых мастерских (от работы больных, находящихся на излечении).

К специальным средствам также относятся поступления за повышение квалификации, переподготовку кадров; за различ­ные платные курсы: игры на музыкальных инструментах, по изучению иностранных языков и др. Немалую роль в образова­нии специальных средств играют различные платные услуги, оказываемые учреждениями (научные, юридические, информа­ционные и др.), проведение экспертиз (медицинских, бухгалтер­ских, криминалистических).

Специальные средства должны иметь целевой порядок рас­ходования, т.е. использоваться на те цели, с которых получены доходы: на содержание и ремонт зданий, транспорта; на расши­рение и совершенствование учебных мастерских; улучшение пи­тания и культурно-бытового обслуживания больных и т.д.

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Теперь для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не­израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они пред­ставляют собой суммы денежных средств, временно поступаю­щие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся следующие суммы: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студен­там; суммы, получаемые судебными исполнителями при испол­нении судебных решений; средства больных, которые могут на­ходиться на депозитных счетах лечебных учреждений.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных организаций до определенного срока: для передачи физическим лицам — 3 года; юридическим лицам — 1 год. Бюджетным организациям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены, а сум­мы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хра­нятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Наши рекомендации