Расходы на национальную оборону
Расходы на оборону также входят в систему сметно-бюджетного финансирования. Они проходят по разделу IV функциональной бюджетной классификации РФ «Национальная оборона».
Деятельность государства по обороне страны является важным фактором укрепления его независимости и могущества.
КонституцияРФ провозглашает:
1. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
2. «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом...» (ст. 59).
Расходы на содержание Вооруженных СилРФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание Центрального аппарата Министерства обороныРФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и на здравоохранение.
В условиях сокращения численности Вооруженных Сил РФ все большее значение приобретают расходы на выплаты единовременных денежных пособий военнослужащим при увольнении в запас. В данные пособия входят выплаты компенсации за вещевое имущество, оплата транспортных услуг; обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, предоставление им жилищных сертификатов.
Расходы по финансированию военно-учебных заведений также проходят по разделу «Национальная оборона». В последние годы учебные расходы в Вооруженных Силах постоянно сокращаются. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1998 г. № 1009 «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ»* произведена реорганизация военных образовательных учреждений с целью их совершенствования, а фактически сокращения.
* Российская газета. — 1998. — 3 сентября.
Все мероприятия по созданию, преобразованию, реорганизации, ликвидации и содержанию военных учебных заведений осуществлялись в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Министерством обороны РФ.
Денежные средства, выделяемые государством на национальную оборону, предусматриваются сметой Министерства обороныРФ, которой распоряжается главный распорядитель бюджетных средств, т.е. министр обороны.
Особым подразделением бюджетного раздела на военные цели являются расходы на проведение военной реформы, которой придается исключительно важное значение в совершенствовании Вооруженных СилРФ.
Внебюджетные средства
Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой социально-культурной деятельности разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета. Они назывались внебюджетными и строго регулировались законодательством.
В современных условиях рыночных отношений внебюджетные средства приобрели исключительно важное значение.Ихпонятие значительно расширилось. Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, хотя это деление в определенной степени условно.
Главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств — заработанные доходы и незаработанные доходы. Такое деление признается в большинстве стран с рыночными отношениями.
К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней.
Незаработанные доходы — это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, т.е. спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций. К незаработанным доходам также можно причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, при ликвидации или реорганизации тех или иных организаций.
Основными доходами все же являются специальные средства. По источникам образования они крайне разнообразны. Значительная их часть создается путем получения доходов от использования принадлежащего организации имущества, зданий, оборудования; от эксплуатации транспорта; производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйств, лечебно-трудовых мастерских (от работы больных, находящихся на излечении).
К специальным средствам также относятся поступления за повышение квалификации, переподготовку кадров; за различные платные курсы: игры на музыкальных инструментах, по изучению иностранных языков и др. Немалую роль в образовании специальных средств играют различные платные услуги, оказываемые учреждениями (научные, юридические, информационные и др.), проведение экспертиз (медицинских, бухгалтерских, криминалистических).
Специальные средства должны иметь целевой порядок расходования, т.е. использоваться на те цели, с которых получены доходы: на содержание и ремонт зданий, транспорта; на расширение и совершенствование учебных мастерских; улучшение питания и культурно-бытового обслуживания больных и т.д.
По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения сметы специальных средств в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют с 1 января по 31 декабря. Теперь для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все неизрасходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.
К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой суммы денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся следующие суммы: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений; средства больных, которые могут находиться на депозитных счетах лечебных учреждений.
Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных организаций до определенного срока: для передачи физическим лицам — 3 года; юридическим лицам — 1 год. Бюджетным организациям — до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены, а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.