Типичные ошибки в аудите финансовых результатов
Аудит финансовых результатов деятельности предприятия
Целью аудита формирования финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования чистой прибыли.
Нормативно-правовая база для проведения аудита финансовых результатов
1.Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
2.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
3.Гражданский кодекс РФ
4.Налоговый кодекс РФ, ч. 2 Гл.21 и 25
5.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ (№402-ФЗ).
6.Приказ Минфина России «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» от 15.12.2010 г. №172н.
7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н).
8.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000№94н;
9. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99);
Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008);
Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99);
Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006);
Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденным Приказом МинФина РФ от 19.11.2002 № 14н;
10.Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02 июля 2010 г. №66н.
11.Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказания сопутствующих услуг, утв. Минфином России 23 апреля 2004 г.
Источники информации
Проверка финансовых результатов и их использования является завершающей при проведении аудита. К этому времени в распоряжении аудитора имеются результаты проверки на всех основных участках учета; учета ОС, МПЗ, расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, финансовых вложений и т.д. Поэтому источниками информации являются прежде всего эти результаты.
Кроме основных документов, необходимо проверить источники информации по формированию финансовых результатов и распределению прибыли:
1.учредительные документы;
2.протоколы собраний учредителей;
3.приказы, распоряжения;
4.приходные и расходные кассовые ордера;
5.Главную книгу;
6.“Бухгалтерский баланс”;
7.“Отчет о прибылях и убытках”;
8.расчеты (декларации) по отдельным налогам;
9.Положение об учетной политике предприятия;
10.регистры учета по счетам 90, 91, 84, 99.
Методика аудита формирования финансовых результатов и распределения прибыли
Ознакомительный этап.
Аудитор, прежде всего, выясняет, как в учетной политике для целей налогообложения предприятия предусмотрено учитывать финансовый результат – по методу начисления или по кассовому методу.
На данном этапе аудита финансовых результатов и распределения прибыли аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, то есть, перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Затем проверяется закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убытки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Основной этап
На основном этапе следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются финансовый результат от обычных видов деятельности и финансовый результат от прочей деятельности.
1. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности.
Для установления достоверности прибыли (убытка) от продажи проводится проверка правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных со сбытом продукции (коммерческих расходов).
В ходе аудиторской проверки должно быть подтверждено, что:
- операции по продаже надлежащим образом санкционированы;
- на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки;
- продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета;
- стоимостная оценка операций по продаже правильно определена;
- суммы продажи правильно классифицированы;
- суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции (работ, услуг) правильно отражены на соответствующих счетах.
2. Аудит финансовых результатов по прочей деятельности.
Финансовый результат от прочей реализации определяется как разница между прочими доходами и расходами.
При проверке прочих доходов и расходов устанавливается:
· правильность определения прибыли от реализации основных средств и иного имущества;
· правильность отражения НДС от реализации основных средств и иного имущества;
· правильность отражения в учете убытков, связанных с передачей основных средств и прочих активов и др.;
· полнота получения доходов и правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду (проверить наличие и оформление договор аренды);
· правильность получения процентов по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах организации (в соответствии с договорами организации с учреждениями банков, в которых находятся ее счета);
· правильность и полнота отражения доходов или убытков от присужденных или признанных должниками штрафов, пени, неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, а также от возмещения причиненных убытков;
· правильность отражения операций по начислению и уплате в бюджет налоговых платежей из прибыли, а также местных налогов и сборов;
· правильность отражения в учете финансовых санкций, подлежащих изъятию в бюджет за сокрытие или занижение уплаты платежей в бюджет, внебюджетные фонды и прочие нарушения налогового и иного законодательства;
· правильность списания долгов и дебиторской задолженности и соблюдение сроков исковой давности;
· правильность отражения дополнительных расходов по заказам, расчеты по которым закончены в истекших годах. Нужно также выяснить причины их несвоевременного списания на расходы;
· правильность и полнота отражения и своевременность списания расходов и доходов будущих периодов, учитываемых на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов»;
· правильность списания убытков прошлых лет.
Заключительный этап.
На данном этапе обобщаются результаты проведенной проверки, для чего используются рабочие и отчетные документы, составленные в ходе проведения аудита. При этом:
- подготавливаются выводы и рекомендации к таблицам по соответствующим нарушениям и (или) замечаниям;
- по каждому выявленному нарушению и (или) замечанию приводится ссылка на нормативный документ, согласно действующему законодательству;
- рабочие документы, подшитые в специальную папку, и отчетные документы аудитора представляются руководителю группы для включения необходимых результатов проверки в отчет.
Типичные ошибки в аудите финансовых результатов
· неправильное отнесение в бухгалтерском учете прочих доходов и расходов к доходам и расходам от обычных видов деятельности;
· несвоевременное и неверное отражение курсовых разниц;
· оформление бартерных операций, минуя счета продаж;
· прибыль (убыток), выявленная в отчетном периоде, но относящаяся к прошлым периодам, включена в состав прибыли отчетного периода;
· неправильный учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли;
· неправильное отнесение доходов и расходов к обычным видам деятельности и внереализационным для целей налогообложения.