Требования к уровню освоения курса
Т.Л. Стенина
Социокультурное проектирование.
Методические указания.
Ульяновск - 2009
УДК 378:316 (076)
ББК 74.58+88.5я7
С79
Рецензент:
доктор социологических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Шиняева Ольга Викторовна
Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета
Стенина, Т.Л.
С 79 Социокультурное проектирование: методические указания / Т.Л. Стенина. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 24 с.
В методических указаниях собраны теоретические и практические материалы, в которых освещаются вопросы технологии социокультурного проектирования. Данные указания составлены на основе отечественного и зарубежного опыта проектной деятельности.
Курс социокультурного проектирования разработан в помощь студентам, аспирантам, заинтересованным в освоении технологии проектной деятельности. Курс включает в себя знакомство с технологиями анализа социокультурной ситуации, получение навыков самостоятельной проектной деятельности, применяя на практике технологии планирования и менеджмента.
В указаниях рассматриваются теоретико-методологические основы социально-культурного проектирования, раскрывается сущность социокультурного проектирования, рассматривается структура социокультурного проекта, технологии разработки идеи социокультурного проекта, методика формирования ресурсной базы и подсчета экономической эффективности проекта.
Работа подготовлена на кафедре «История и культура»
УДК 378:316 (076)
ББК 74.58+88.5я7
© Т.Л. Стенина, 2009
© Оформление. УлГТУ, 2009
Учебное издание
СТЕНИНА Татьяна Львовна
Социокультурное проектирование
Методические указания
Редактор Н.А. Евдокимова
Подписано в печать 14.05.2009. Формат 60х48/16
Усл. печ. л. 1,40. Тираж 100 экз. Заказ
Ульяновский государственный технический университет
432027. г. Ульяновск, ул. Северный венец, д. 32
Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая представляет собой прежде всего совокупность «проектных» (т. е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия. Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Социокультурное проектирование, являясь одной из составляющих раздела прикладной культурологии, подразумевает исследование организации и технологии культурной жизни общества, деятельности учреждений культуры, культурных центров досуга, методику проведения массовых культурных мероприятий. Одной из форм деятельности по социокультурному проектированию является разработка культурной политики, экономическое и духовное обеспечение реализации культурных программ.
В настоящее время данную тематику разрабатывают как отечественные (А.П. Марков, Г.М. Бирженюк, О.М. Малышев, М.И. Рыбаков), так и зарубежные ученые (Д. Тэрри, Д. Ронгуй, К Линн).
Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области предполагает множество вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Особое место в системе специализированных технологий занимает социокультурное проектирование. Проектный подход в освоении культуры состоит, прежде всего, в органическом сочетании управленческих, с одной стороны, и культурных, с другой стороны, аспектов деятельности управления. Идея социокультурного проектирования подразумевает, что набор управленческих инструментов должен быть соразмерен конкретному культурному материалу и типу региональной или местной ситуации. Содержание проектной деятельности состоит из компетентного анализа конкретной ситуации, разработки и реализации проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. Новые концепции воспитательной деятельности в высших учебных заведениях основными задачами воспитательной работы определяют раскрытие потенциалов личности студента, формирование активной жизненной позиции, интериоризацию общечеловеческих ценностей. В этой связи актуальными становится внедрение в учебно-воспитательный процесс курса «Социокультурное проектирование», целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить будущих специалистов технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.
Цель курса– оказать содействие в приобретении новых знаний, опыта, конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.
Задачи курса:
– способствовать развитию у студентов навыков самостоятельной проектной деятельности, применения на практике технологий планирования и менеджмента;
– познакомить студента с технологиями анализа социокультурной ситуации;
–научить студентов основам методики формирования региональных и локальных социокультурных проектов.
Требования к уровню освоения курса
Студенты, завершившие изучение данного курса,
должны знать:
- принципы социокультурного проектирования;
- технологию социально-культурной деятельности;
- стратегии финансирования социокультурных проектов;
- основные этапы разработки и реализации социокультурных проектов;
уметь:
- анализировать социокультурную ситуацию и выделять отдельные ее составляющие;
- использовать игровые методы социокультурного проектирования;
- применять PR-технологии для продвижения социокультурного проекта;технологии поиска и взаимодействия со спонсорами и грантодателями;
- оформлять социокультурный проект.
Связь с учебными дисциплинамиКурс «Социокультурное проектирование» может являться логическим продолжением курса «Социокультурная адаптация студентов», дисциплин: «Культурология», «Постановка и режиссура культурно-массовых мероприятий».
Для освоения дисциплины студенту необходимо:
- ознакомиться с терминологией и основами экономической теории и общей теории управления;
- знать состав элементов системы управления, особенности функционирования социально-экономических систем;
- иметь представление об основных принципах государственной политики в сфере культуры;
- знать основные нормативные документы, регулирующие деятельность в социокультурной сфере;
- иметь представление об основах документоведческого оборота в сфере культуры.
Формой отчетностипо данному курсу является разработка и защита социокультурного проекта.
Содержание курса.
1. Сущность социокультурного проектирования.Структура социокультурного проекта.
2. Технология разработки идеи социокультурного проекта. Анализ проблемного поля, формирование цели и задач проекта.
3. Формирование ресурсной базы проекта.
4. Составление сводного анализа сильных и слабых сторон проекта.
5. Составление маркетингового плана. Разработка рекламной кампании и медиа-плана продвижения проекта.
6. Технология работы со спонсорами. Разработка спонсорского пакета.
7. Бюджетирование проектной деятельности: смета расходов, финансовый план. Поиск грантодателей и держателей фондов.
8. Разработка перспектив развития деятельности по данному проекту. Оформление проектной документации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений заключаются в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.
Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации.
Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.
Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное
образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две
подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями автора проекта о норме
(задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом)
составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных
проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или
воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.
Основная цель социокультурного проектирования — это создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах
его жизнедеятельности, а также разрешение или минимизация проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.
Смыслом социокультурного проектирования является также активизация совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями. Одним из структурных элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку для социального проектирования важно знать реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы).
Приоритетные области проектирования — это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации, отражающей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т. е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп набором условий. Границы проектной деятельности фиксируют территориальную, социально-демографическую, этническую, профессиональную или возрастную общность, которая переживает определенное неблагополучие в экономической, политической, образовательной или социально-культурной сфере жизнедеятельности.
Целевая установка проектов и программ на сохранение и воспроизводство культуры обеспечивается созданием условий, необходимых для сохранения ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды.
ТЕМА 1.