Требования к уровню освоения курса
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Серпуховской филиал
Одобрено
учебно-методическим советом филиала
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методический комплекс
Для специальности:
080301 − Коммерция (торговое дело)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Советом филиала Протокол №
«28» ноября 2011 г. « » октября 2011 г.
И.о. Зав. кафедрой Урядченко В.В.
Серпухов 2011
Автор-составитель: кандидат экономических наук,
профессоркафедрыфинансов и кредита
Г.А. Горина
старший преподаватель кафедры
Экономики и сервиса Серпуховского филиала
Е.В. Новикова
Дисциплина «Ценообразование» включена в цикл общепрофессиональных дисциплин регионального компонента по специальности:
080301 − Коммерция (торговое дело)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………….. | |
2. Требования к уровню освоения курса……………………………………….. | |
2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Ценообразование» ………………………………………………. | 5 |
3. Объем дисциплины …………………………………………………………... | |
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………... | |
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …………….. | |
4. Содержание курса ……………………………………………………………. | |
5. Темы семинарских и практических занятий ………………………………... | |
6. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………... | |
7. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению …………………………………………………………… | 39 |
8. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету ……………………………… | |
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………... | |
9.1. Литература ……………………………………………………………….. | |
9.2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………………. | |
9.2.1. Вопросы для самопроверки ……………………………………… | |
9.2.2. Тестовые задания и задачи для самопроверки ………………….. | |
9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………………………………………………………… | 107 |
Цели и задачи дисциплины
Внедрение в экономику рыночных отношений меняет значение цены в экономических процессах.
Формирование рыночных отношений в отечественной экономике предъявляет новые требования к ценообразованию. Поэтому успешное использование рыночных методов ценообразования требует изучения его теоретических основ, лучшей зарубежной практики и особенностей развития экономики России в современных условиях.
Цель курса заключается в изучении экономически обоснованной методики установления цен, ценовой политики с целью принятия компетентных решений в области ценообразования на микроуровне, с учетом конкретных ситуаций на товарных рынках, последовательной их реализации для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночных отношений.
Изучение курса «Ценообразование» направлено на рассмотрение:
– роли цены в современном хозяйственном механизме;
– основ и методологии рыночного ценообразования;
– методологических особенностей ценообразования в России;
– формирования свободных цен, в том числе особенностей ценообразования на импортные товары;
– сущности и методов регулирования цен;
– особенностей формирования цен в отдельных отраслях народного хозяйства;
– ценообразования на рынке транспортных услуг;
– ценообразования на мировом товарном рынке.
Место курса в профессиональной подготовке студента – выпускника
Разработка ценовой политики предусматривает не только установление уровня цен, но и формирование стратегической ценовой позиции фирм на рынке как по отдельному товару на всем продолжении его жизненного цикла, так и в комплексе и по всей товарной номенклатуре.
Стратегические ценовые установки позволяют определить рыночную долю в прогнозируемом периоде, объем прибыли, обеспечивают определенный резерв финансовых ресурсов.
Ценовая политика предприятия определяет его лицо в той же мере, что и качество товаров, платежеспособность, надежность выполнения обязательств.
Курс восполняет существующий пробел в других курсах (маркетинг, экономика предприятия, финансы, финансы организаций, менеджмент и т. д.), которые читаются в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны.
Курс «Ценообразование» дает возможность будущим финансистам, бухгалтерам, экономистам в области мировой экономики и т. д. более полно овладеть вопросами экономики, финансов организаций, маркетинга и т. д., сила которых в системности и целостности проработанности всех их составляющих элементов. Теоретические знания и практические навыки в области ценообразования способствуют повышению уровня компетенции будущих специалистов в принятии грамотных решений с учетом специфики товарных рынков.
Требования к уровню освоения курса
В ходе изучения курса студенты должны:
– овладеть теоретическими знаниями в области ценообразования в рыночных условиях;
– ориентироваться в выборе обоснований ценовой стратегии, тактики и правильной методики установления цен на рынке конкретных товаров и услуг;
– овладеть техникой расчета, уметь определять различные виды цен, и соответствующие надбавки к ним с учетом различных ценообразующих факторов;
– получить навыки по решению конкретных вопросов ценообразования в различных отраслях экономики, возникающих в практической деятельности специалистов.
В процессе изучения курса осуществляется текущий контроль за успеваемостью студентов.