Занятие 9. Управление персоналом коммерческого банка.
Вопросы для самоконтроля.
- Система управления персоналом в современном банке и ее отечественная специфика.
- Стратегия работы с персоналом и кадровая политика банка.
- Формирование организационной структуры банка.
- Формирование и развитие организационной культуры банка.
- Оценка деятельности персонала.
- Компетентность персонала банка.
- Организация оплаты труда персонала.
- Какими знаниями, навыками и опытом должны обладать работники банка?
- В чем заключаются общие ценности банка?
- Существующие стили менеджмента управления персоналом банка.
- Соответствие организационной структуры и корпоративной культуры банка.
- Особенности содержания и организации труда в банке.
- Специфика мотивации труда и управления персоналом банка.
- Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию.
- Стратегия работы с персоналом. Кадровая политика.
- Классификатор функциональных обязанностей работников банка.
- Формирование и развитие организационной культуры банка.
Задания для самостоятельной работы.
Изучить новые термины и уметь дать им определения:
Ø Структура
Ø Знания
Ø Навыки
Ø Компетенция
Ø Профиль должности
Ø Работа
Ø Квалификация
Ø Заработная плата
Ø Мотивация
Ø Материальное вознаграждение
Ø Немонетарное вознаграждение
Ø Стимулирование труда
Ø Компенсации
Ø Бонусы
Ø Бенефиты
Ø Коллектив
Ø Компания
Ø Команда
Ø Внешняя адаптация
Ø Внутренняя интеграция
Курсовые работы, проекты, домашние задания, расчетно-графические упражнения, рефераты и их характеристика
5.1. Курсовые работы, проекты. Нет
5.2. Домашние задания, расчетно-графические упражнения, рефераты и др. Нет
5.3. Контрольные работы и коллоквиумы. Нет
Контролирующие материалы
6.1. Вопросы к зачету:
1. Порядок создания и государственной регистрации кредитной организации. Нормативно-правовое и документальное сопровождение.
2. Виды банковских лицензий и условия их получения. Отзыв лицензий у коммерческих банков.
3. Бизнес-план развития банка и технология его разработки. Миссия кредитной организации.
4. Организационная структура коммерческого банка. Методы управления современным банком.
5. Основные направления и принципы банковского менеджмента.
6. Требования, предъявляемые к менеджерам банка. Политика управления персоналом в коммерческом банке.
7. Правовое обеспечение взаимоотношений банка с клиентами. Функции отдела по работе с клиентами и юридического отдела.
8. Организация и планирование работы банка с юридическими и физическими лицами.
9. Информационное, научное, методическое, кадровое обеспечение банковского менеджмента.
10. Современный банковский продукт, его создание и использование в конкурентной борьбе на финансовом рынке.
11. Конкурентный статус банка и обоснование стратегических позиций на финансовых рынках.
12. Основные направления и приёмы банковского маркетинга.
13. Финансовая математика и её использование при анализе банковских операций.
14. Основы бухгалтерского учёта в банке.
15. Политика управления активами и пассивами в коммерческом банке.
16. Понятие банковской ликвидности и методы управления ею.
17. Кредитная политика коммерческого банка.
18. Анализ, оценка и планирование кредитного портфеля банка.
19. Организация и стадии кредитного процесса в банке. Кредитный договор.
20. Инвестиционная политика коммерческого банка. Портфель ценных бумаг банка и методы управления им.
21. Валютная политика и валютные операции коммерческого банка.
22. Политика управления собственными средствами коммерческого банка.
23. Депозитная политика коммерческого банка.
24. Процентная политика коммерческого банка. Порядок начисления процентов в банке.
25. Политика управления финансовым результатом коммерческого банка.
26. Оценка и факторы эффективности банковской деятельности.
27. Баланс коммерческого банка: характеристика его структуры и основных разделов.
28. Задачи, виды и методы анализа баланса коммерческого банка. Основные финансовые коэффициенты и нормативы.
29. Организация и роль аналитической работы в коммерческом банке.
30. Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка.
31. Классификация и расчёт банковских рисков.
32. Рыночный риск и порядок его расчёта кредитными организациями.
33. Принципы и методы управления кредитным риском в банке.
34. Основные направления политики риск-менеджмента в коммерческом банке.
35. Финансовая отчётность коммерческого банка.
36. Антикризисный банковский менеджмент. Несостоятельность (банкротство) банка и пути его финансового оздоровления.
37. Процедура банкротства коммерческого банка. Защита интересов вкладчиков и кредиторов банка.
38. Банковский надзор в России: его цели, методы и формы.
39. Базельские принципы и международные документы банковского надзора.
40. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.
6.2. Тестовые задания к зачету:
Вариант 1.
1. В современной банковской системе:
a) два уровня (эмиссионный и коммерческие банки)
b) два уровня (кредитные организации и небанковские кредитные организации)
c) три уровня (банки, небанковские финансовые институты и различные финансовые компании)
d) два уровня (банки, выполняющие функции регулирования и надзора, и банки, обслуживающие хозяйствующих субъектов).
2. Согласно действующему законодательству, коммерческий банк не может заниматься некоторыми видами деятельности:
a) клиринговой
b) депозитарной
c) дилерской
d) торгово-посреднической
e) производственной.
3. Лицензия на осуществление банковских операций выдаётся на срок:
a) до 5 лет, затем обновляется
b) от 3-х до 10 лет, в зависимости от вида операций
c) от 3-х до 10 лет, в зависимости от суммы уставного капитала банка
d) бессрочная.
4. Собрание акционеров (участников) банка вправе решать следующие вопросы, кроме:
a) принимать и изменять Устав банка
b) утверждать годовой отчёт работы банка
c) утверждать ликвидационный баланс банка
d) назначать Председателя и главного бухгалтера банка.
5. Руководителей филиалов коммерческого банка назначает:
a) совет директоров банка
b) собрание акционеров банка
c) президент (председатель) банка
d) территориальное управление ЦБ РФ.
6. Участниками системы внутреннего контроля в банке являются:
a) руководитель банка
b) главный бухгалтер
c) руководитель службы безопасности
d) все сотрудники банка.
7. К активным операциям банка относятся:
a) продажа золота и иностранной валюты
b) эмиссия ценных бумаг
c) инкассовые операции
d) факторинговые операции.
8. К пассивным операциям банка относятся:
a) выдача ссуд
b) покупка ценных бумаг и драгоценных металлов
c) открытие и ведение расчётных и текущих счетов клиентов
d) учёт векселей
e) открытие вкладов физических лиц
f) выдача банковских гарантий.
9. Банк проводит активные операции с целью:
a) привлечения новых вкладчиков
b) извлечения прибыли
c) расчетов с бюджетами разных уровней
d) выполнения указаний регулирующих органов.