Рассмотрение и утверждение проекта Государственной Думой
Одновременно с проектом бюджета в Государственную Думу должны быть направлены:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики;
2) прогноз социально-экономического развития;
3) пояснительная записка к проекту;
4) методики и расчеты к распределению межбюджетных трансфертов;
5) верхние пределы Государственного долга;
6) оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
7) проекты законов о бюджетах Государственных Внебюджетных фондов;
8) иные документы и материалы.
Рассматривается проект закона о Федеральном Бюджете в 3-х чтениях.
В 1-м чтении Государственная Дума рассматривает проект Федерального Закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течении 30-ти дней со дня его внесения в Государственную Думу.
Предмет первого чтения – основные характеристики федерального бюджета к которым относятся:
1. прогнозируемый, общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов ФБ;
2. приложение к ФЗ о ФБ, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
3. общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
4. объем нефтегазового трансферта;
5. верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
6. нормативная величина резервного фонда;
7. дефицит или профицит ФБ.
В случае отклонения в 1-м чтении проекта ФЗ о ФБ ГосДума может:
1) передать указанный законопроект в Согласительную комиссию (представители Думы, СФ и правительства);
2) вернуть указанный законопроект в Правительство на доработку;
3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
2-е чтение
Государственная Дума рассматривает проект закона о ФБ во 2-м чтении в течение 35 дней со дня его принятия в 1-м чтении. Предметом рассмотрения проекта ФЗ во 2-м чтении являются:
1. основные направления расходов бюджетов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета. Функциональная классификация расходов – группировка расходов Федерального Бюджета по однородным признакам в соответствии с направлениями расходов согласно уровням функциональной классификации.
1 уровень – раздела
2 уровень – подразделы
3 уровень – целевые статьи
4 уровень – расходы
Разделы – сами функции.
Во 2-м чтении вносятся поправки снова в соответствии с уровнями функциональной классификации.
3-е чтение
В 3-м чтении ГД рассматривает проект ФБ в течении 15-ти дней со дня принятия его во 2-м чтении. В 3-м чтении снова рассматривается функциональная классификация, законопроект выносится на голосование в целом, поправки не вносятся и в случае утверждения проекта закона о ФБ в Думе законопроект становится Законом еще до ратификации его в СФ и до подписания президентом.
Если закон не принят
Устанавливается порядок временного управления бюджетом. Нельзя начинать никаких новых финансирований, существующие программы финансируются по проекту старого бюджета.
Я стадия бюджетного процесса
Исполнение бюджета
Длится в течение финансового года. Финансовый год в РФ установлен с 1-го января по 31 декабря.
Исполнение бюджета заключается в том, чтобы в полном объеме были исполнены все доходные и расходные статьи бюджета в соответствии с бюджетной росписью главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств на основе принципа единства кассы (казначейское исполнение).
Существуют случаи, разрешающие внесение изменений в закон о Бюджете на стадии его исполнения.
Заключение ФБ происходит с 25 по 31 декабря. Бюджетные счета действуют только в течение финансового года. Правоотношение заканчивается и даже в условиях его продолжения возобновляется как новое правоотношение в следующем финансовом году.
Я стадия