Доходы региональных и местных бюджетов
Изучаемые вопросы
Источники формирования доходов региональных и местных бюджетов: внутренние обороты (налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы от целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской деятельности) и внешние обороты (дотации, субвенции, субсидии, средства, полученные по взаимным расчетам).
Теоретические положения
Местные финансы – это совокупность денежных отношений в процессе формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения муниципальных ценных бумаг и других финансовых обязательств. Основными принципами организации местных финансов являются самостоятельность, государственная финансовая поддержка и гласность. Формирование и исполнение местных финансов осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», уставов и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и других законодательных актов.
В формировании и исполнении местных бюджетов непосредственно участвуют органы местного самоуправления, имеющие следующие полномочия:
• введение местных налогов и сборов, установление размеров ставок по ним и предоставление налоговых льгот;
• внесение изменений и дополнений в правовые акты о местном бюджете на текущий финансовый год;
• предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов в местные бюджеты.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Аналогично бюджетам других уровней доходная часть включает в себя налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся:
1) собственные налоговые доходы – местные налоги и сборы;
2) отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Доли федеральных налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе, включают в себя:
• часть налога на доходы с физических лиц не менее 50%;
• часть налога на прибыль организаций не менее 5 %;
• часть НДС по товарам отечественного производства не менее 10%;
• часть акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия не менее 5%;
• часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров не менее 10%.
Примечание: % указаны по отношению к средним величинам по субъекту РФ. Фактические их размеры определяются законодательными органами субъектов РФ.
3) неналоговые собственные доходы, к которым относятся:
• доходы от приватизируемого и реализуемого муниципального имущества;
• доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;
• доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
• штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;
• финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ, осуществляемая в различных формах;
• средства фондов финансовой поддержки муниципальных образований;
• средства самообложения, которые представляют собой разовые добровольные целевые сборы для решения вопросов местного значения;
4) государственная пошлина, за исключением пошлин, зачисляемых в федеральный бюджет.
Расходы региональных и местных бюджетов
Изучаемые вопросы
Основные направления использования средств региональных и местных бюджетов. Состав и структура расходов региональных и местных бюджетов. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территории.
Теоретические положения
По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:
1. Расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ.
2. Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.
Как отмечалось ранее, по экономическому содержанию расходы делятся на текущие капитальные и предоставление кредитов. Текущие расходы бюджетов субъектов состоят прежде всего из расходов на содержание бюджетных учреждений (оплата труда, перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочные и другие компенсационные выплаты, оплата товаров и услуг по утвержденным сметам или согласно государственным контрактам, заказам). К текущим расходам можно также отнести: обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций (капитальные расходы) предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по специальному решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале этих организаций, а сами инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии:
• технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
• проектно-сметной документации;
• плана (договора) передачи земли и сооружений и пр.
В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается также создание резервных фондов, размер и порядок расходования которых устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной' финансовый год.
Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 5% от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и могут быть использованы на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает в себя:
• расходы, связанные с решением вопросов местного значения;
• расходы, связанные с осуществлением государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
• расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
• ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска;
• иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления могут давать муниципальные заказы на выполнение работ или услуг, финансируемых за счет местного бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 5 % объема его доходов без учета финансовой помощи из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Источники финансирования дефицита местного бюджета могут использоваться только на инвестиции и не могут быть направлены на обслуживание и погашение муниципального долга.
Контрольные вопросы по теме 9
1. Дайте определение региональным бюджетам.
2. Перечислите налоговые и доходы региональных бюджетов.
3. Каковы основные направления расходов региональных бюджетов?
4. Что представляют собой местные бюджеты?
5. Какова структура поступлений в местные бюджеты?
6. Каковы основные направления расходования средств местных бюджетов?
7. Приведите пример (структуру) регионального бюджета.
8. Приведите пример (структуру) местного бюджета.