Производственная услуга и производственное обслуживание.

Термин «обслуживание» по существу является синонимом термина «сервис» и означает деятельность по оказанию услуг. С.И. Ожегов опреде­ляет услугу как "действие, приносящее пользу, помощь другому», а обслуживать - это значит "работать по удовлетворению чьих-ни­будь нужд". В аналогичном ключе трактуют в своих трудах понятие услуги и современные американские экономисты А. Хоскинг и Ф. Котлер. Пер­вый определяет услуги "как действия, выгоды или удовлетворения, ко­торые предлагаются для продажи как таковые или предоставляются в связи с продажей товаров". Второй рассматривает услуги "как объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений" и далее "услуга - любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде". Другие представители современных экономических теорий, как К. Р. Макконнелл и С.Л. Брю, под услугой понимают "то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное". Важ­но отметить следующее. Во-первых, как С.И. Ожегов, так и А. Хоскинг и Ф. Котлер в своих работах однозначно указывают на то, что услуги есть блага (выгоды), которые могут быть предоставлены различным потре­бителям не в форме вещей, а только в форме действий. Во-вторых, об­ращает на себя внимание и то обстоятельство, что в приведенных опре­делениях услуги не увязаны с так называемым "технологическим" ас­пектом, то есть не указано, какая должна быть конкретная работа и как она будет осуществляться. Подчёркивается только, что работа должна выполняться не для себя, а для других и не просто какая-то любая рабо­та, а именно та, которая приносит пользу. Действительно, услугу как продукцию в виде действия по сравнению с продукцией в веществен­ной форме нельзя увидеть, потрогать руками и т.п., но только до того момента, пока это действие не началось. Но уже непосредственно в процессе оказания услуги, а тем более после его завершения, при необ­ходимости можно составить достоверное и объективное представле­ние не только об её потребительских свойствах, но и качестве. Так, при оказании услуг на таких видах работ как вспашка, культива­ция, заготовка кормов, уборка зерновых культур и других, машинно-технологической станцией или механизированным отрядом в составе агросервисного предприятия тому или иному потребителю, последний может не только наблюдать за ходом их выполнения в тече­ние всего технологического процесса (периодически или постоянно), но и контролировать при этом выполнение установленных технологических требований. Это относится и к другим видам услуг, как техническое обслуживание и ремонт различной сельскохо­зяйственной техники и животноводческого оборудования и прочих. Несколько труднее проконтролировать ход выполнения транспортных услуг, но и в этом случае можно достаточно точно определить их качество. Особенность услуги заключается не в её "неосязаемости", а в том, что судить о её качестве нельзя заблаговременно, а только непосредственно в технологи­ческом процессе или после его завершения, что предъявляет более вы­сокие требования к производителям услуг в лице агросервисных пред­приятий по сравнению с теми предприятиями, чья продукция имеет вещественную форму. Услуги по сфере применения мож­но классифицировать на услуги, направленные на удовлетворение лич­ных потребностей, и на деловые услуги, связанные с удовлетворением потребностей людей, занимающихся бизнесом. По своему предназна­чению эти два вида услуг различаются между собой коренным образом, прежде всего целью их востребованности со стороны потребите­лей. Так, цель любого предпринимателя при привлечении тех или иных услуг сводится, в конечном итоге, к увеличению прибыли от своего бизнеса. Второй вывод состоит в том, что деловая услуга, может быть реализована на практике только в сфере бизнеса, а не примени­тельно к удовлетворению личных потребностей того или иного челове­ка. Поэтому данный вывод применим не только к самому процессу производства, но и ко всем стадиям обращения капитала, поскольку при его движении предпринимательская деятельность переносится и в торговую и в финансовую сферы. Следовательно, именно деловые ус­луги, осуществляемые в процессе функционирования производства, представляют собой собственно производственное обслуживание. Деловые услуги следует подразделять на услу­ги по техническому обслуживанию и ремонту и услуги консультатив­ного характера. Производствен­ная услуга - это конкретный вид работ, пользующийся спросом и вы­полняемый для хозяйствующих субъектов всех форм собственности по их заказам специализированными агросервисными предприятиями или отдельными физическими лицами на основе хозяйственного и коммер­ческого расчёта. В связи с этим производственное обслуживание - деятельность этих юр или физ лиц по оказанию производственных услуг сельскохозяйственным организациям, крестьянс­ким (фермерским) хозяйствам и другим потребителям АПК.

Наши рекомендации