Производственная услуга и производственное обслуживание.
Термин «обслуживание» по существу является синонимом термина «сервис» и означает деятельность по оказанию услуг. С.И. Ожегов определяет услугу как "действие, приносящее пользу, помощь другому», а обслуживать - это значит "работать по удовлетворению чьих-нибудь нужд". В аналогичном ключе трактуют в своих трудах понятие услуги и современные американские экономисты А. Хоскинг и Ф. Котлер. Первый определяет услуги "как действия, выгоды или удовлетворения, которые предлагаются для продажи как таковые или предоставляются в связи с продажей товаров". Второй рассматривает услуги "как объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений" и далее "услуга - любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде". Другие представители современных экономических теорий, как К. Р. Макконнелл и С.Л. Брю, под услугой понимают "то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы представить что-либо ценное". Важно отметить следующее. Во-первых, как С.И. Ожегов, так и А. Хоскинг и Ф. Котлер в своих работах однозначно указывают на то, что услуги есть блага (выгоды), которые могут быть предоставлены различным потребителям не в форме вещей, а только в форме действий. Во-вторых, обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в приведенных определениях услуги не увязаны с так называемым "технологическим" аспектом, то есть не указано, какая должна быть конкретная работа и как она будет осуществляться. Подчёркивается только, что работа должна выполняться не для себя, а для других и не просто какая-то любая работа, а именно та, которая приносит пользу. Действительно, услугу как продукцию в виде действия по сравнению с продукцией в вещественной форме нельзя увидеть, потрогать руками и т.п., но только до того момента, пока это действие не началось. Но уже непосредственно в процессе оказания услуги, а тем более после его завершения, при необходимости можно составить достоверное и объективное представление не только об её потребительских свойствах, но и качестве. Так, при оказании услуг на таких видах работ как вспашка, культивация, заготовка кормов, уборка зерновых культур и других, машинно-технологической станцией или механизированным отрядом в составе агросервисного предприятия тому или иному потребителю, последний может не только наблюдать за ходом их выполнения в течение всего технологического процесса (периодически или постоянно), но и контролировать при этом выполнение установленных технологических требований. Это относится и к другим видам услуг, как техническое обслуживание и ремонт различной сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования и прочих. Несколько труднее проконтролировать ход выполнения транспортных услуг, но и в этом случае можно достаточно точно определить их качество. Особенность услуги заключается не в её "неосязаемости", а в том, что судить о её качестве нельзя заблаговременно, а только непосредственно в технологическом процессе или после его завершения, что предъявляет более высокие требования к производителям услуг в лице агросервисных предприятий по сравнению с теми предприятиями, чья продукция имеет вещественную форму. Услуги по сфере применения можно классифицировать на услуги, направленные на удовлетворение личных потребностей, и на деловые услуги, связанные с удовлетворением потребностей людей, занимающихся бизнесом. По своему предназначению эти два вида услуг различаются между собой коренным образом, прежде всего целью их востребованности со стороны потребителей. Так, цель любого предпринимателя при привлечении тех или иных услуг сводится, в конечном итоге, к увеличению прибыли от своего бизнеса. Второй вывод состоит в том, что деловая услуга, может быть реализована на практике только в сфере бизнеса, а не применительно к удовлетворению личных потребностей того или иного человека. Поэтому данный вывод применим не только к самому процессу производства, но и ко всем стадиям обращения капитала, поскольку при его движении предпринимательская деятельность переносится и в торговую и в финансовую сферы. Следовательно, именно деловые услуги, осуществляемые в процессе функционирования производства, представляют собой собственно производственное обслуживание. Деловые услуги следует подразделять на услуги по техническому обслуживанию и ремонту и услуги консультативного характера. Производственная услуга - это конкретный вид работ, пользующийся спросом и выполняемый для хозяйствующих субъектов всех форм собственности по их заказам специализированными агросервисными предприятиями или отдельными физическими лицами на основе хозяйственного и коммерческого расчёта. В связи с этим производственное обслуживание - деятельность этих юр или физ лиц по оказанию производственных услуг сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим потребителям АПК.