Социальное обслуживание: понятие, формы, принципы. Субъекты права на социальное обслуживание. Система социального обслуживания. Социальная услуга: понятие, виды.

Тема №8. Социальное обслуживание

Граждан в Российской Федерации

План

1). Социальное обслуживание: понятие, формы, принципы. Субъекты права на социальное обслуживание. Система социального обслуживания. Социальная услуга: понятие, виды.

2).Стационарное и полустационарное социальное обслуживание. Социальное обслуживание на дому. Срочная социальная услуга.

3). Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов. Обеспечение инвалидов средствами передвижения.

4). Протезно-ортопедическая помощь гражданам.

Социальное обслуживание: понятие, формы, принципы. Субъекты права на социальное обслуживание. Система социального обслуживания. Социальная услуга: понятие, виды.

Право человека на социальное обслуживание является самостоятельным элементом в содержании комплексного права на социальное обеспечение и носит конституционный характер (ст. 39 Конституции РФ). Также конструирует права человека на получение социальных услуг и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26.05.1995г. Международные нормы закрепляют право человека на отдельные виды обслуживания, но термин «социальное обслуживание», по общему, не используется.

Только Европейская социальная хартия разделяет право на социальное обслуживание закрепляя его за лицами с пониженной и ограниченной трудоспособностью.

В российской Федерации социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной системы соци­ального обеспечения в отношении престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и других кате­горий населения, которое включает различные виды социаль­ных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.

Правовую базу, необходимую для осуществления социаль­ного обслуживания, составляют нормативные – правовые акты, адресо­ванные различным группам населения, - престарелым, инвали­дам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.

Рамочным законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон «Об осно­вах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013г. № 442-ФЗ.

В целях обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания приказом Минтруда от 30.04.2014 N 282 «О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы); Постановление Главы администрацииКраснодарского края от 15 апреля 2013 г. № 367 «Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Краснодарского края (2013 - 2018 годы)" и другие нормативные правовые акты.

Наряду с нормативными правовыми источниками в развитии социального обслуживания важную роль играют документы программного характера. Например, Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» и др.

Современное понятие социального обслуживания формируется на пересечении основных понятий, используемых как категории правового регулирования Законом № 442-ФЗ и определено как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (п.1 ст. 3).

Право на социальное обслуживание имеют:

- граждане РФ;

- иностранцы;

- лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

Субъектами данных отношений являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (ст. 5 Закона №442-ФЗ).

Из чего следует, что система социального обслуживания в РФ включает два сектора: государственный и негосударственный.

Сущностное единство функционирования этой системы характеризуют и обеспечивают принципы, цели и направления развития социального обслуживания.

Наряду с такими основными принципами социального обслуживания, такими как соблюдение прав человека и уважение достоинства личности. гуманный характер и недопущение унижения чести и достоинства человека, закон закрепляет и следующие принципы:

- гуманность. Подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от нака­заний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стаци­онарных учреждений, допустившие указанные нарушения, не­сут дисциплинарную, административную или уголовную ответс­твенность.

- добровольность и конфиденциальность. Означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг. Сведения личного ха­рактера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглаше­нии, несут установленную законом ответственность.

- адресность и доступность. Предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется орга­нами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семь­ях располагают также органы образования; о бежен­цах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

Оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с террито­риальными перечнями, утвержденными высшими органами ис­полнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.

- максимальное сохранение и восстановление привычного образа жизни (социального и психологического статуса) обслуживаемого (ст.4 Закона)

Виды социального обслуживания определены ст. 20 и 21 Закона №422-ФЗ, они формируют две группы объектов:

1)услуги периодического характера или долговременного. К долговременным относятся услуги:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

- социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

2) услуги срочного характера. К срочным видам социального обслуживания отнесены:

- обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами прох _

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

- содействие в получении временного жилого помещения;

- содействие в получении юридической помощи в целях защиты и законных

интересов получателей социальных услуг;

-содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением

к этой работе психологов и священнослужителей.

Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальные услуги предоставляются их получателям в одной из трех форм социального обслуживания:

- в стационарах (например, содержание в доме-интернате для престарелых и инвалидов, содержание и обучение детей в доме-интернате);

- в полустационарах (в домах дневного и ночного пребывания, в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей);

- на дому (включая социальное обслуживание граждан, проживающих в муниципальных домах специального жилого фонда социального назначения).

Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (Министерство труда и социального развития Краснодарского края) принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 Закона №422-ФЗ).

Нормативными правовыми актами субъекта РФ могут быть установлены иные обстоятельства, ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности.

При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в получении услуг долгосрочного или периодического характера составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг – базовый документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Для получателя социальных услуг она имеет рекомендательный характер, а для поставщика обязательный.

Перечень социальных услуг (включающий описание каждой услуги стандарт услуги), предоставляемых поставщиками социальных на территории каждого субъекта РФ, утверждается законом субъекта Российской Федерации, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденного Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24.11. 2014. №1236).

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе, на основании чего заключается договор с поставщиком социальных услуг.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях оплаты. В основу тарифов на социальные услуги положены нормативы подушевого финансирования. Предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг устанавливает субъект РФ: она не должна быть ниже полуторной величины прожиточного уровня в регионе (ст. 31 Закона о социальном обслуживании).

Особенности социального обслуживания отдельных категорий граждан нашли свое отражение и в других нормативных правовых актах.

Наши рекомендации