Относительный размер гонорара
12.1. Если общий размер гонорара, получаемого от клиента, составляет значительную долю в общем размере гонораров, получаемых фирмой, зависимость от такого клиента или группы клиентов и боязнь потерять такого клиента могут создать угрозу личной заинтересованности. Серьезность такой угрозы будет зависеть от следующих факторов:
а) структура фирмы;
б) опыт работы фирмы (давно ли функционирует и занимает ли устойчивое положение или же была основана недавно).
12.2. Необходимо оценить серьезность такой угрозы. Если она не является явно незначительной, то необходимо предусмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для сведения ее до приемлемого уровня. К таким мерам относятся следующие:
а) обсуждение размера и характера получаемого гонорара с органами управления клиента;
б) применение действий по снижению зависимости от клиента;
в) осуществление внешнего контроля качества услуг;
г) проведение консультаций с третьей стороной, например, с профессиональным контролирующим органом или другим профессиональным бухгалтером.
12.3. Угроза личной заинтересованности может также возникнуть в случае, если гонорар, получаемый от клиента, представляет существенную часть в доходах отдельного руководителя фирмы. Необходимо оценить серьезность возникшей угрозы и, если она не является явно незначительной, предусмотреть и по мере необходимости принять меры предосторожности для сведения ее до приемлемого уровня. К таким мерам относятся следующие:
а) правила и процедуры для отслеживания соглашений и проведения контроля качества работ;
б) привлечение другого профессионального бухгалтера, не являющегося членом рабочей группы, для перепроверки и предоставления необходимых консультаций.
Просроченная оплата услуг
12.4. Угроза личной заинтересованности может возникнуть в случае, если гонорар, причитающийся с клиента за оказанные профессиональные услуги, просрочен на продолжительное время, в особенности если значительная его часть не выплачена к моменту передачи клиенту результатов работы за предыдущий период. В этом случае можно использовать следующие меры предосторожности:
а) обсуждение сроков оплаты гонорара с органами управления клиента;
б) рассмотрение вопроса о целесообразности продолжения отношений с данным клиентом;
в) привлечение другого профессионального бухгалтера, не принимавшего участия в выполнении задания, для предоставления консультации или перепроверки выполненной работы.
12.5. Фирме также следует рассмотреть вопрос о том, можно ли просроченную оплату рассматривать как эквивалент кредита клиенту, а также (в случае значительности просроченной оплаты) вопрос о целесообразности продолжения отношений фирмы с данным клиентом.
Расценки
12.6. Если фирма заключает договор о выполнении задания по значительно более низкой цене, чем фирма-предшественница или другие фирмы, может возникнуть угроза личной заинтересованности, которую невозможно свести до приемлемого уровня, если:
а) фирма не способна продемонстрировать, что для выполнения задания имеются достаточное время и квалифицированный персонал;
б) не будут соблюдены все необходимые стандарты, рекомендации и процедуры контроля качества работ.
Условная оплата услуг
12.7. Условная оплата — это оплата, рассчитываемая по заранее определенной методике в зависимости от исхода или результата сделки или результата выполненных работ. В рамках данной статьи оплата не будет считаться условной, если она установлена судом или иным компетентным органом.
Получение фирмой условной оплаты за выполнение задания не создает угрозы личной заинтересованности и заступничества, которые не могут быть сведены до приемлемого уровня никакими мерами предосторожности. Соответственно, фирма не должна заключать договоры, по которым размер оплаты услуг зависит от результатов работ.