Все отчеты писали и так вроде ясно, в инете хрень одна. 38. Контроль и надзор в банковской практике
В банковском законодательстве используются термины “банковский надзор”, “валютный контроль”, "антимонопольный контроль”, “исполнение лицензионных, надзорных и контрольных функций”. Однако их содержание и особенности в законодательстве не раскрываются.
В банковской системе России используются несколько различных направлений государственной и негосударственной надзорно-контрольной деятельности. Конечно же, основным направлением надзорно-контрольной деятельности в банковской сфере является государственный банковский надзор и контроль за кредитными организациями.
При выделении банковского надзора и контроля как самостоятельных направлений государственной деятельности следует учитывать:
а) особую сферу их применения (банковская система и банковская деятельность);
б) специальный состав надзорно-контрольных органов, наделенных соответствующими полномочиями в банковской сфере;
в) строго определенный круг лиц, признаваемых объектами такого надзора и контроля (например, кредитные организации);
г) наличие особой группы правовых норм, объединенных в единое комплексное образование, именуемое банковским правом;
д) специальные методы и формы надзорно-контрольной деятельности.
Помимо банковского надзора и банковского контроля федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственной надзорно-контрольной деятельности за банковской системой. Например, государство контролирует деятельность не только кредитных организаций, но и самого Банка России, как элемента банковской системы России (контроль со стороны Государственной Думы РФ, Счетной палаты РФ, внешний аудит по назначению Государственной Думы РФ). За Банком России, как государственным контрольным органом, ведется прокурорский надзор, возложенный на органы прокуратуры.
Широко используются в банковской сфере налоговый, таможенный, финансовый, валютный контроль. Применяются и негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит, внутренний контроль в кредитных организациях (ст. 95 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”, ст. 24 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”), а также общественный контроль. Общественный контроль за функционированием банковской системы и кредитных организаций проявляется в процессе деятельности Национального банковского совета при Банке России, а также общественных организаций по защите прав потребителей, вкладчиков и кредиторов. Кроме того, в процессе банковской деятельности Банк России и кредитные организации активно применяют гражданско-правовой контроль за своими клиентами (например, контроль за целевым расходованием банковских кредитов).
В рамках банковской системы применяются государственный или негосударственный финансовый и валютный контроль. Причем, валютный контроль, осуществляемый кредитными организациями, отождествляется некоторыми авторами с государственным финансовым контролем. Однако необходимо заметить, что полномочия банков в сфере соблюдения их клиентами валютного законодательства не могут быть признаны формой реализации государственных надзорно-контрольных полномочий. Во-первых, - Конституция РФ не позволяет делегировать государственные полномочия коммерческим организациям. Во-вторых, - контрольные права и обязанности банков неразрывно связаны с выданной им валютной лицензией. Способность банка обеспечить соблюдение действующего валютного и банковского законодательства в работе с клиентом является одним из условий предоставления ему лицензии. Поэтому права на осуществление банковских операций и сделок с валютными ценностями банки приобретают наряду с обязанностями обеспечить соблюдение действующего валютного законодательства не только ими, но и их клиентами. В противном случае Банк России может либо отказать кредитной организации в выдаче соответствующей лицензии, либо отозвать уже выданную лицензию. Ответственность за соблюдение валютного законодательства и условий использования валютной лицензии уполномоченные банки несут перед государством в лице Банка России. При таких обстоятельствах государственные полномочия по осуществлению валютного контроля сохраняются за Банком России, а для банков соответствующие права - одно из важнейших условий приобретения статуса уполномоченного банка. Не случайно п. 11 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” устанавливает, что "уполномоченные банки" - это банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
Помимо Банка России, являющегося органом валютного контроля, такой контроль осуществляется Правительством РФ (п. 2 ст. 11 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”). Поэтому валютный контроль в России существует в двух видах: валютный контроль Банка России и валютный контроль Правительства РФ. Однако не вся валютно-контрольная деятельность Банка России, является банковской, с точки зрения предмета и объекта такого контроля. В действующем законодательстве существует два самостоятельных направления валютного контроля Банка России. Предметом одного из этих направлений действительно являются нормы банковского права и банковские правоотношения. Речь идет о контрольной деятельности, нацеленной на обеспечение законности банковских операций, а также на соблюдение кредитными организациями иных норм банковского законодательства России, если в процессе их реализации используются валютные ценности (п. 4 ст. 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле"). Поэтому упомянутое направление валютного контроля действительно может быть признано банковским, т.к. его предметом являются отношения, урегулированные банковским законодательством.
39. Банковские риски, методы их регулирования.
По основным факторам возникновения банковские риски бывают экономическими и политическими. Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, неблагоприятно влияющей на результаты деятельности предприяти (закрытие границ, запрет на вывоз товаров в другие страны, военные действия на территории страны др.).
Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самого банка или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, является риск несбалансированной ликвидностиОсновная задача регулирования рисков в банке - это поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, т.е. минимизация банковских потерь. Процесс управления рисками в банке включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.
Система минимизации риска реализуется через конкретные мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или иной сложной операции. К соновным способам минимизации риска можно отнести:
- Предварительная оценка возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статистической и динамической достоверности информации о деятельности самих банков, их клиентов, контрагентов, посредников, конкурентов.
- Страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;
- Хеджирование (страхование риска);
- Отказ от предложений заемщика при слишком большом риске;
- Расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования;
- Диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение.
40. Кредитные риски и методы их хеджирования.
Кредитный риск банка - это риск, связанный с неплатежами по обязательствам и может быть определен как неуверенность кредитора в том, что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Применяя те или иные методы и инструменты, кредитный риск управляется на всех определяющих стадиях кредитного процесса. Управление кредитным риском требует от банков постоянного контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. Кредитный риск зависит от внешних (связанных с состоянием экономической среды, с конъюнктурой ) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка ) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка. В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных этапов:
1.разработка целей и задач кредитной политики банка
2.создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений
3.изучение финансового состояния заемщика
4.изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей
5.разработка и подписание кредитного соглашения
6.анализ рисков невозврата кредитов
7.кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд
8.мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.
Методы управления кредитного риска довольно разнообразны и разнонаправлены:
-нейтрализующие факторную сторону риска:
-оценка кредитоспособности (профилактика, предотвращение риска) в направлениях: заемщик, среда (отрасль, конкуренты), проект;
-разграничение полномочий принятия кредитного решения в зависимости от размера кредита и величины потенциального риска;
-связанное финансирование проекта, частично за счет собственных средств заемщика;
-наличие в структуре менеджмента и организация работы с проблемными кредитами;
-защитная конверсия условий долга, предусмотренная в договорах (улучшение информационного обеспечения, рост залогов, штрафы, пени, неустойки, увеличение процентов и т.д.);
-деятельность внутренних специальных организационных структур (отделы кредитоспособности, службы безопасности и т.д.).