Основные стратегические способы защиты
Как уже отмечалось, применение стратегических способов защиты требует серьезных организационно-управленческих новаций, а именно:
ü Интеграция бизнеса (вертикальная или горизонтальная);
ü Защита через нападение;
ü Диверсификация (распределение) имущественных и финансовых рисков в холдинговой структуре;
ü Передача пакетов акций (более 5%) на хранение в депозитарий. Владелец открывает в нём счёт-депо, который становится номинальным держателем. Номинальной держатель - профессиональный учётчик рынка ценных бумаг, который является держателем ценных бумаг от своего имени, но в интересах другого лица, не являясь их владельцем. У реестродержателя на лицевом счете владельца акций регистрируется номинальный держатель. И с этого момента в отчетности эмитента вместо владельцев значится номинальный держатель.
Использование стратегических способов защиты характерно для предприятий-лидеров отрасли. Это и распространение своей власти вверх и вниз по производственной цепочке. Скупка и прямой захват более мелких конкурентов. Построение производственной и сбытовой сети в регионах – тоже один из эффективных методов защиты на уровне стратегии.
Обратимся подробнее к такому распространенному способу защиты бизнеса, как диверсификации имущественных и отчасти финансовых рисков. Способ этот основывается на использовании простого житейского принципа: «не клади все яйца в одну корзину». Применительно к производственно-технологическому и финансовому комплексу предприятия это означает: не сосредотачивай все активы в одной организации, при нападении на неё можешь лишиться всего и сразу.
Рассмотрим на примере, как действуют наиболее «продвинутые» в этом направлении бизнес-структуры.
Реальные собственники бизнеса, как правило, не афишируют своё преобладающее участие в уставном капитале производственных бизнес-единиц напрямую. Они действуют через специально создаваемые компании-владельцы.
Встречаются также примеры регистрации на подставных лиц компании-владельца с той же целью — сохранения в тайне информации о реальных собственниках бизнеса.
Компании-владельцы (а бывают они двух видов — владельцы пакетов акций и нематериальных активов и владельцы капиталоемкого и наиболее ликвидного имущества) сами не ведут какой-либо финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет минимизировать риск их захвата через концентрацию кредиторской задолженности или посредством возложения ответственности за деятельность производственных бизнес-единиц холдинга. Они лишь определяют ключевые назначения в управляющей компании и осуществляют контроль за использованием основных активов холдинга.
Непосредственное руководство деятельностью холдинга осуществляет специально создаваемая управляющая компания, которая реализует свои властные полномочия по отношению к производственным бизнес-единицам и сервисным компаниям посредством договора между управляющей компанией и дочерним обществом. В нём определяется разграничение полномочий и ответственности между управляющей компанией и дочерним обществом, механизм согласования и принятия решений по ключевым аспектам деятельности. В зависимости от состоявшегося распределения полномочий и определяется степень централизации или децентрализации управления в холдинге.
Помимо собственно производственных бизнес-единиц, в структуре холдинга присутствуют сервисные компании, обслуживающие коммерческие и вспомогательные функции. В некоторых отраслях, отличающихся значительной динамикой перемещения персонала (например, в строительстве), последнее время принято создавать специализированные кадровые компании, которые, с точки зрения схемы распределения рисков, несут на себе бремя ответственности за взаимоотношения с трудовым коллективом, профсоюзами и контролирующими органами. В нефтегазовой отрасли в последние годы популярной тенденцией стало создание сервисных компаний по эксплуатации и ремонту, что, опять же с точки зрения схемы защиты, позволяет распределить права собственности на наиболее капиталоемкое имущество.
Использование сервисных компаний, обслуживающих коммерческие функции (как правило, сбыт и снабжение) позволяет обособленно контролировать материальные и финансовые потоки предприятия, организовать защитный буфер на пути агрессора, осуществляющего атаку через концентрацию кредиторской задолженности.