Вопрос 8. Организация службы логистики на предприятии
Цель логистики: координация деятельности различных подразделений, через которые проходят материальные потоки, таким образом, чтобы совокупные издержки минимизировались.
Можно выделить несколько форм организации логистики на предприятии:
1. Неформальная организация логистики: не создаётся отдельного подразделения, а деятельность подразделений, через которые проходят материальные потоки, координируются косвенным образом.
2. Промежуточная форма: не создаётся отдельного подразделения, которое бы занималось логистикой, но вводиться должность логистика, который бы и занимался выстраиванием материального потока.
3. Формальная форма: создаётся отдельное подразделение.
Факторы, влияющие на выбор формы организации логистики:
1. Интенсивность материальных потоков.
2. Корпоративная культура (+традиции управления на предприятии – соотношение между формальным обменом информации (приказы, совещания…) и неформальным).
3. Конкретные личности внутри компании.
4. Стадия развития аналитики на предприятии.
Неформальная организация логистики
Подразделения, которые участвуют в процессе: склады, транспортный отдел, отдел внешнеэкономической деятельности (таможенная обработка).
Отсутствие координации деятельности ведёт к увеличению совокупных издержек движения МП.
Способы (варианты):
- Общий бюджет для логистических подразделений (вознаграждения менеджерам за выполнение плана). «-»: слишком различные виды деятельности, сложно прописать все затраты в одном бюджете.
- Общие сэкономленные издержки – планируются некие нормативные совокупные издержки (а не весь бюджет) за период. Если фактические издержки < нормативных, то из этой разницы может быть выплачена премия.
- Трансфертные издержки (если основная причина повышения издержек – транспортный отдел; но возникают эти издержки на складе по вине транспортного отдела: нарушение графика доставок, слишком большие партии). Тогда все дополнительные издержки, возникшие по вине транспортного отдела, относятся на бюджет транспортного отдела.
Условия применения этих 3 способов:
· система управленческого учёта и бюджетирования;
· общая экономическая эрудиция менеджеров этих подразделений.
- Создаётся «комитет» менеджеров логистических подразделений. Цель: планирование поставок, отгрузок и пр. «-»: отсутствуют рычаги исполнения принятых решений (начальники комитета равны по полномочиям).
- Вменить в обязанность, например, коммерческому директору координировать деятельность этих подразделений. «-»: отсутствие времени у этого менеджера, отсутствие у него квалификации в области логистики.
Эта форма применяется:
1) на небольших предприятиях;
2) как начальный этап перед внедрением других форм.
Промежуточная форма
Ввод должности логистика-аналитика, его функции:
- Сбор информации от разных подразделений.
- Расчёт и анализ информации.
- Доведение информации до подразделений.
«-»: у такого сотрудника есть ответственность за процесс, в котором участвует множество подразделений, но при этом у него отсутствуют полномочия.
Применяется: как начальный этап перед внедрением других форм.
Формальная организация
Создаётся подразделение логистики, это значит:
1. У него есть место в иерархии, требования:
· служба логистика должна находиться на том же уровне, что и другие важнейшие подразделения предприятия (производство, финансовая служба и пр.), тогда при принятии важных стратегических решений голос директора по логистике будет иметь такую же важность, как и голоса других директоров;
· служба логистика должна находиться выше подразделений, которые она должна координировать (чтобы у логистики были необходимые полномочия).
2. Прописываются функции подразделения.
· 1 уровень – руководство: организация работы службы; представление решений на уровне предприятия;
· 2 уровень – аналитический (группа логистиков-аналитиков): сбор информации, расчёт и анализ, подготовка решений для руководителя и для подчинённых подразделений;
· 3 уровень – контрольный: контроль исполнения принятых решений.