Бухгалтерского учета в россии
4.1. Руководство бухгалтерским учетом в России.
4.2. Система законодательства о бухгалтерском учете в России.
4.3. Назначение и основное содержание Положений по бухгалтерскому учету.
4.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и их роль в организации бухгалтерского дела.
4. 5. Рабочие документы организаций.
4.1. РУКОВОДСТВО БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ В РОССИИ
Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтерского дела в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом.
Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификацию учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.
Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров, например, Институту профессиональных бухгалтеров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопросам методического руководства можно отнести: разработку методологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т. п.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. Методологическим же центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов (Минфин) РФ, который разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
• планы счетов бухгалтерского учета и инструкций по их применению;
• положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
• другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов, нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует Экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводят экспертизы законопроектов, содействие их реализации и др.
В работе Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.
4.2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ В РОССИИ
Под бухгалтерским законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц - субъектов бухгалтерского учета.
Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:
• обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
• составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
Первый уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
Второй уровень - стандарты (положения) по бухгалерскому учету и отчетности;
Третий уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
Четвертый уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.
Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» - первый в истории России специализированный законодательный акт в области бухгалтерского учета. В закреплен ряд важных принципов и правил бухгалтерского учета, определены задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности.
В соответствии с положением Конституции Российской Федерации вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении РФ (в отличие, например, от США, где штаты имеют право устанавливать свои нормы бухгалтерского учета). Тем самым обеспечивается единство правил ведения и организации бухгалтерского учета, которые (в виде Федерального закона) распространяются на все организации, находящиеся на территории РФ.
К данному уровню системы относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).
К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерация», от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ от 6 марта 1998 г. № 283 «Об акционерных обществах», Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и др.
Второй уровень системы составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата.
Третий уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п., призванные конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.
Четвертый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.
4.3. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
Положенне (стандарт) по бухгалтерскому учету (ПБУ) - нормативный документ, относящийся к документам второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Положения обобщают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета, содержат основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы, а также требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время в РОССИИ разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности (табл. 3).
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.
Дополнительно к 21 утвержденным Министерством финансов РФ ПБУ Письмом Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. № КА-П-13-06573 «Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтepcкoгo учета» предусмотрено разработать в ближайшие годы следующие ПБУ: «Расчеты по налогам», «Финансовые вложения», «Реорганизация организаций», «Аренда основных средств», «Промежуточная бухгалтерская отчетность».
Таблица 3