Маркетинговая функция запасов
На чем вы основываете свой выбор магазина, когда пытаетесь купить что-то в розничной продаже? Удобство, низкие цены, хорошее обслуживание и хороший выбор покупок — все эти моменты важны, но в конечном итоге именно наличие товаров отличает один магазин от другого. Запасы товаров создают это различие. Продавцу необходимо иметь нужный товар в нужном месте и в нужное время — вот окончательный секрет успеха. Покупатели могут даже заплатить надбавку за уверенность в том, что они найдут то, что ищут.
За последние годы появилось множество книг, статей и докладов, написанных консультантами по вопросу о снижении объема товарных запасов. Прогресс в развитии компьютерных программ контроля над товарным запасом позволил его снизить, в основном за счет того, что производство в целом и система распределения стала более эффективной. Это привело к более короткому сроку реализации товара, что может быть выражено как система "точно в срок" (JIT).
Очень важно понять, что системы "точно в срок" и все программы по уменьшению товарных запасов стремятся к обеспечению всех заказчиков, окончательных пользователей товаров, тем, что они хотят и когда они этого хотят. Это не означает снижения уровня обслуживания из-за того, что каких-то товаров временно не оказалось на месте. Система "точно в срок" не означает снижения ассортимента товара, предлагаемого покупателю. И она не означает уничтожения необязательных резервных запасов, запасов, которые держат на случай, если новый товар не придет, а старый уже будет продан.
На любом уровне — производителя, розничной или оптовой торговли — заказчики не хотят платить поставщикам за неэффективность системы. Конкуренция заставит поставщиков стать эффективными и научиться быстро доставлять товар. Это значит, что-либо надо иметь желаемый товар под рукой, в случае розничных продавцов, либо он должен быть быстро доставлен в нужное место.
Система "точно в срок" — подход для управления непрерывным производством и оптовой торговлей. С точки зрения заказчика не объем товарных запасов поставщика, а уверенность в том, что заказ будет выполнен, является хорошим тестом в поисках надежного партнера. В идеале такая система предполагает быстрый цикл и небольшие партии товара, которые тут же поставляются заказчику, в результате никаких товарных запасов не образуется.
Вашего заказчика не интересует то, как вы управляете своим бизнесом, его интересуют только результаты. Результаты можно оценить двумя способами:
- процент выполненных в срок заказов;
- наличие нужного вам товара у поставщика или в магазине.
При прочих равных условиях, широкий ассортимент товаров — мощное средство повышения конкурентоспособности. Обеспечение большого числа единиц хранения связано с двумя видами расходов. Первый связан с абсолютной стоимостью товара в долларах, хотя для вычисления этого вида издержек, десять деталей, составляющих одно изделие, стоят столько же, сколько и каждая из них в десяти разных изделиях. Различие заключается в расходах, связанных с числом экземпляров в системе контроля над объемом товаров. Необходимо вести записи о наличии складских помещений, бухгалтерские отчеты по расходам и запись покупок (или продукции). Расходы имеют тенденцию расти экспоненциально, а не пропорционально, по мере добавления новых изделий.
По понятным причинам покупатели любят широкий ассортимент. Компания, которая может себе позволить прямые и непрямые издержки, связанные с увеличением объема товара и минимумом дефицита некоторых изделий, несомненно, завоюет большую часть рынка. Секрет выживания местного магазина по продаже технической аппаратуры — в его широком ассортименте; вы можете быть уверены в том, что найдете здесь все, что хотите, и с удовольствием заплатите надбавку по сравнению с ценами на местном складе за удобство и хорошее обслуживание. Деньги, связанные в медленно оборачивающемся товаре, окупаются относительно высоким коэффициентом прибыльности.
Тот факт, что некоторые предприятия стремятся к большим товарным запасам, медленному обороту и высокой прибыли, тогда как другие сосредоточены на быстром обороте и низких прибылях с более узким ассортиментом, означает, что нет одного наилучшего способа ведения бизнеса на рынке. Но при любом из этих подходов часть денег оказывается связанной в товарных запасах. Следовательно, хорошо обеспеченные финансами компании приобретают трудно преодолимое преимущество. Пустые полки в магазине вряд ли привлекут покупателя, он не захочет зайти туда еще раз.