Ревизия и контроль наличия и спользования основных средств и нематериальных активов.

Проверку основных средств начинают с обследования их фактического наличия, технического состояния и использо­вания. В осмотре объектов и изучении производственно-тех­нической документации (технические паспорта, инструк­ции) обязательно участвуют специалисты служб, компетент­ных в проверяемых вопросах.

При обследовании оборудования выясняются его факти­ческая производительность, комплектность, общетехниче­ское состояние, а также использование в соответствии с уста­новленными параметрами.

При обследовании зданий и сооружений обращают вни­мание на их техническое и противопожарное состояние, на­личие нормальных условий труда для работающего персона­ла, обеспечение сохранности материальных ценностей.

Анализ технического состояния основных средств сочета­ют с проверкой расходов на их содержание и эксплуатацию.

Наряду с обследованием проводится инвентаризация ос­новных средств, которой предшествует проверка наличия и состояния технических паспортов и документации, подтверждающей право собственности на основные средства, сдан­ные или принятые в аренду или на хранение. Изучается ин­вентарная опись карточек основных средств на дату проведе­ния проверки.

При проведении проверки основных средств определяют достаточность принятых мер по обеспечению их сохранно­сти. Изучаются приказ руководителя организации о назначе­нии материально ответственных лиц и заключенные с ними договоры о материальной ответственности. Важно, чтобы должности этих лиц соответствовали Перечню должностей и работ, занимаемых и выполняемых работниками, с которы­ми организация может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Изучение правильности документального оформления и учета операций по движению основных средств следует начи­нать с ознакомления с учетной политикой организации на проверяемый финансовый год.

Далее проверяющему необходимо выяснить:

1) назначена ли в организации постоянно действующая комиссия по приему и списанию объектов основных средств;

2) правильно ли указана первоначальная стоимость в ак­тах приемки-передачи основных средств.

При проверке правильности и своевременности оприходования посту­пивших основных средств ревизор устанавливает, соблюдаются ли пра­вила оформления актов ввода в эксплуатацию объектов капитальных вложений или актов о приеме-передаче объектов основных средств, а также правильно ли от­ражаются эти операции на счетах бухгалтерского учета.

Несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к неправильному исчисле­нию себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и искажению финансовых результатов.

Своевременность оприходования в бухгалтерском учете основных средств можно определить путем сопоставления даты оприходования в журнале-ордере № 16 с датами, указанными в актах приемки-передачи основных средств.

По всем незаконным поступлениям основных средств, экономически не целесообразным перемещениям, перемещениям по неправильно оформ­ленным документам, а также по фактам несвоевременно оприходован­ных основных средств ревизор обязан выяснить причины нарушений и виновных в этом лиц, меры, принятые организацией для того, чтобы в дальнейшем не допускать подобных нарушений.

Таблица 8.1 - Бухгалтерский учёт при поступлении основных средств.

Документ   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов ж/о
Дебет Кредит
ТТН-1 Поступил от поставщиков объект основных средств: -стоимость без НДС -на сумму предъявленного НДС   18/1    
ТТН-1 Внесены учредителями в качестве вклада в уставный фонд основные средства
ТТН-1 Поступили безвозмездно объекты основных средств: -в пределах одного собственника -в пределах разных собственников                  
Акт о приёме-передаче объекта основных средств Приняты в эксплуатацию поступившие объекты основных средств

Источник – собственная разработка

Документальной проверке подлежат операции по выбы­тию основных средств, причинами которого могут быть:

1) ликвидация объекта в силу его ветхости, износа;

2) ликвидация в связи с переоборудованием, модерниза­цией;

3) передача основных средств другим организациям.

Данные операции целесообразно проверить сплошным способом, изучая первичные документы (акты списания, ак­ты приемки-передачи, накладные, счета-фактуры) и ре­гистры аналитического и синтетического учета (инвентар­ные карточки, ведомости, машинограммы).

При про­верке выбытия основных средств выясняется, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. Анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, следует выявить при­чины списания, законность и целесообразность этой опера­ции порядок ликвидации и оприходования образовавшихся запасных частей, материалов.

Для определения непригодности основных средств к эксплуатации в организации должна создаваться специальная ликвидационная комиссия. Факт ликвидации объектов она подтверждает актом на списание основных средств (форма № ОС-4). Проверяющий должен убедиться, что акт составлен с соблюдением установленной формы: имеются все заполнен­ные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, под­писи всех членов комиссии и руководителя организации. На основании акта бухгалтер оформляет инвентарную кар­точку, занося в нее дату выбытия объектов и номер акта.

Правильность корреспонденции счетов проверяют, срав­нивая бухгалтерские проводки, указанные в учетных реги­страх организации.

Таблица 8.2 - Корреспонденция счетов при списании основных средств, вследствие полного или частичного износа.

Документ   Содержание хозяйственных операций Корреспонденция счетов ж/о
Дебет Кредит
Акт формы № ОС-4 Списан с баланса объект основных средств: на сумму амортизации; по остаточной стоимости            
Наряд на сдельные работы Начислена заработная плата рабочим за демонтаж объекта основных средств 10/1
Расчет отчислений в ФСЗН Начислена задолженность ФСЗН в установленном размере (в %) от ЗП рабочих, занятых разборкой объекта основных средств 10/1
Расчет отчислений Белгосстраху Начислена задолженность Белгосстраху в установленном размере (в %) от ЗП рабочих, занятых разборкой объекта основных средств
Требование-накладная Поступили на склад материалы от списанного объекта основных средств
Справка-расчет бухгалтерии Отражен финансовый результат от списания объекта основных средств: прибыль убыток            

Источник – собственная разработка.

В ходе проверки необходимо установить, по всем ли объектам основных средств рассчитывались амортизацион­ные отчисления. Для этого общая стоимость основных средств, указанных в расчете, сравнивается с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге на соответствующую дату с учетом движения основных средств.

Однако важно иметь в виду, что амортизация не начисляется по некоторым видам основных средств (продуктивному скоту, библиотечным фондам и др.).

Ревизору следует уточнить расчет амортизации основных средств с учетом их движения (поступления и выбытия) в течение го­да. Размер амортизационных отчислений за отчетный месяц можно определить расчетным путем: к сумме амортизации, начисленной в предыдущем месяце, прибавить сумму амор­тизации по поступившим основным средствам и вычесть сум­му амортизации по выбывшим основным средствам в прош­лом месяце, а также сумму амортизации основных средств, по которым амортизация начислена в полном объеме. Начис­ление амортизации без учета движения искажает показатели издержек производства и остаточной стоимости основных средств.

Необходимо убедиться в адекватности выбранного спо­соба и метода начисления амортизационных отчислений,правильном установлении срока полезного ис­пользования объектов (задействованных в предпринимательской деятельности) или нормативного срока их службы (по не задействованным в предпринимательской деятельно­сти объектам), а также годовых (месячных) норм (сумм) амортизации.

Проверка производится выборочным сравне­нием норм, указанных в инвентарных карточках, с нормами, зафиксированными в нормативных документах. Затем оце­нивается обоснованность принятого организацией коэффи­циента ускорения (при использовании метода уменьшаемого остатка).

Начисление амортизации не производится при проведении модернизации, дооборудования, пол­ной или частичной реконструкции, достройки, технического диагностирования и освидетельствования объектов основных средств с полной остановкой объекта или его части, а также при консервации объектов в соответствии с законо­дательством.

Во время ремонта начисление амортизации не прекращается.

Важным моментом проверки является установление правильности выбора организацией источника списанияамортизационных отчислений. Так, амортизационные отчис­ления по объектам основных средств, используемым в предпринимательской деятельности, включаются:

в издержки производства, затраты на производство или расходы на реализацию — при нахождении объектов основ­ных средств в эксплуатации либо в простое продолжитель­ностью до трех месяцев (в том числе в связи с проведением ремонта);

в состав операционных расходов — при нахождении объектов основных средств в простое продолжительностью свыше трех месяцев (в том числе в связи с проведением ремон­та).

Амортизационные отчисления от стоимости не используемых в предпринимательской дея­тельности объектов основных средств включаются в состав внереализационных расходов организации с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 92 «Внереализацион­ные доходы и расходы» (91 «Прочие доходы и расходы») в корреспонденции с кредитом сче­та 02 «Амортизация основных средств».

Вложениями в долгосрочные активысчитаются ин­вестиции организации в объекты, которые впоследствии принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и нематериальных активов.

При проверке вложений в долгосрочные активы следует обратить внимание на правильность:

1) документального оформления операций по осуществле­нию вложений в долгосрочные активы;

2) определения и отражения инвентарной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов;

3) учета затрат на строительство и приобретение объектов основных средств, нематериальных активов;

4) отражения соответствующих показателей при заполне­нии бухгалтерской и статистической отчетности.

Начинать проверку целесообразно с определения харак­тера осуществляемых организацией вложений в долгосрочные активы, после чего изучить документальное оформле­ниесоответствующих операций:

1) договоры на приобретение оборудования, его транспор­тировку и монтаж, на приобретение нематериальных акти­вов, на строительные работы (с подрядными организациями), сопутствующие сметы, ти­тульные списки на капитальное строительство;

2) акты о приемке выполненных работ, счета-фактуры, накладные и другие документы, подтверждающие факты осуществления расходов, связанных с вложениями в долгосрочные активы;

3) платежные документы (выписки банка, платежные по­ручения, платежные требования), свидетельствую­щие об оплате расходов;

4) документы о государственной регистрации построен­ных объектов.

На основании полученной информации ревизор определяет, как формировалась первоначальная стоимость объектов основных средств и нематериальных активов. Дело в том, что у отдельных субъектов хозяйствования первона­чальная стоимость объектов значительно занижена, по­скольку они не присоединяют к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительные расходы, понесен­ные организацией в связи с доставкой, погрузкой, разгруз­кой и монтажом оборудования. Как правило, эти расходы они впоследствии относят на себестоимость выпускаемой го­товой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), искажая тем самым финансовые показатели своей деятель­ности и уменьшая начисляемые и уплачиваемые суммы налогов.

Встречаются также случаи неправильного учета про­центов по кредитам, полученным на приобретение основных средств: их начисляют после ввода основных средств в эксплуатацию, вместо того чтобы учитывать в составе опера­ционных расходов, либо вложений в долгосрочные активы, в конце отчетного года включая в стоимость объектов основ­ных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам).

Проверка организации синтетического и аналитического учета по отдельным видам вложений в долгосрочные акти­вы предполагает изучение регистров по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» и всем используемым субсчетам на предмет полноты отражения совершенных хозяйственных операций, соответствия сумм операций первичным докумен­там, правильности корреспонденции счетов. Проводится сравнение с показателями регистров по счетам, корреспонди­рующим со счетом 08 «Вложения в долгосрочные активы».

Проверив достоверность сальдо по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы», переходят к изучению показателей отчетности, обращая внимание на правильность переноса сведений из Главной книги и дру­гих учетных регистров.

РЕВИЗИЯ И КОНТРОЛЬ ДОСТОВЕРНОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Проверка правильности постановки и состояния бухгалтерского учета — одна из основных задач документальной ревизии. Она осуществляется на протяжении всей ревизии. На любом участке ревизии деятельности организации ревизор проверяет правильность ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, а также достоверность представляемой отчетности. При этом он устанавливает:

применяются ли утверждённые Министерством финансов Республики Беларусь типовые формы первичных документов;

правильность оформления и представления документов в бухгалтерию организации;

своевременно ли обрабатываются и накапливаются данные из первичной документации и отчетности;

правильно ли производятся расчеты по начислению, распределению и списанию;

на каких синтетических счетах отражаются хозяйственные операции, правильно ли ведутся записи в учетных регистрах и отражаются плановые и фактические (учетные) данные в статистической и бух­галтерской отчетности.

Если собранный при ревизии отдельных участков производственно-хо­зяйственной деятельности материал окажется недостаточным, то прово­дится дополнительная проверка.

Для правильного ведения бухгалтерского учета большое значение имеет рационально организованный документооборот, который предполагает наличие минимального разрыва во времени между совершением хозяйственной операции и получением обобщенных сведений. Это достигается применением наиболее совершенных способов и средств сбора и продвижения пер­вичной информации к месту ее обработки. Для этого в каждой организации должны быть разра­ботаны и утверждены приказом руководителя рабочий альбом форм документов и график доку­ментооборота.

К началу ревизии рекомендуется проверить качество учета. С этой целью нужно установить соответствие аналитического учета синтетиче­скому и тождественность отчетных показателей (в балансе и других фор­мах отчетности на эту дату) данным бухгалтерского учета. Если будут обнаружены расхождения, то ревизор обязан выявить их причины, ви­новных в этом лиц и принять меры к исправлению допущенных искаже­ний в учете.

Всесторонней проверке подвергается первичная документация. Начи­нается она с установления своевременности составления и представле­ния первичных документов и отчетов. Своевременность составления доку­ментов ревизор проверяет по датам, проставленным в них, в сопоставлении с данными графика документооборота и другими документами, связанными с осуществлением данной хозяйственной операции.

Передача первичных документов и отчетов в бухгалтерию оформ­ляется распиской получателя, на которой проставлена дата сдачи и по­ступления. Сопоставив дату фактического поступления с датой, пред­усмотренной в графике документооборота, делают выводы о своевремен­ности представления первичной документации и отчетности. Если при этом будут выявлены случаи несвоевременного представления первичной документации и отчетности, следует установить, кто виноват в задержке, и меры, принятые к лицам, нарушающим график сдачи документов.

Проверяя качество первичной документации, необходимо вниматель­но изучить:

правильно ли оформлены документы, заполнены ли все рек­визиты в них, включая даты совершения хозяйственных операций;

имеют­ся ли соответствующие разрешительные надписи и подписи лиц в полу­чении материальных ценностей, денежных средств, указано ли количе­ство отпущенных и принятых материальных и имущественных ценностей или суммы денежных средств, а так же не было ли неоговоренных исправ­лений.

Документы подвергаются выборочной, а в случае необходимости — сплошной арифметической проверке. Практика показывает, что нередко излишки и недостачи образуются в результате неправильных подсчетов при отражении приходо-расходных операций.

Особое внимание следует уделять проверке достоверности хозяйствен­ных операций, отраженных в первичных документах и отчетах. Для этого используют различные приемы, например, сличают количество оприхо­дованных материальных ценностей по приходным документам с их коли­чеством, указанным в сопроводительных документах поставщиков, суммы оприходованных денег — с суммой, отраженной в соответствующей вы­писке со счетов в банке, целевого назначения полученных денег — с их фактическим использованием, подписей получателей денег или матери­альных ценностей в расходных документах — с их подписями в других документах и т. д.

Закончив ревизию достоверности хозяйственных операций по данным первичных документов, ревизор проверяет правильность их отражения в разработочных таблицах и на их основе в учетных регистрах по анали­тическим и синтетическим счетам. При этом он устанавливает:

правиль­ность ведения записей и заключения учетных регистров, включая перенос итоговых данных из разработочных таблиц и бухгалтерских справок в ведомости и журналы-ордера, из ведомостей в журналы-ордера, из жур­налов-ордеров в Главную книгу (или соответствующих машинограмм);

соблюдаются ли сроки и правила проведения инвентаризаций перед за­ключением учетных регистров;

проверяются ли главным бухгалтером (или его заместителем) и подписываются ли им учетные регистры;

пра­вильно ли организовано хранение бухгалтерских документов и обеспечена ли сохранность их в бухгалтерском архиве.

По всем вскрытым фактам неправильного оформления хозяйственных операций в первичных документах или их отражения на счетах бухгал­терского учета ревизор выявляет причины нарушения, их последствия и устанавливает виновных. На основании данных ревизии разрабаты­ваются предложения по устранению недостатков и совершенствованию бухгалтерского учета.

Наши рекомендации