Исходя из сущности местного самоуправления называют функции хозяйственные и функции властные (Широков)
Целью самостоятельной работы студентов по дисциплине «Муниципальное право» является формирование следующих навыков.
Задачи самостоятельной работы студентов:
- овладение теоретическими (фундаментальными, догматическими) знаниями о местном самоуправлении и его правовом регулировании;
- овладение профессиональными умениями и формирование навыков юридической деятельности;
Формирование опыта собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального (в том числе научного) уровня.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы.
1. Подготовительный этап включает определение целей, задач, составление программы (плана) с указанием видов работы, её сроков, результатов и форм контроля, подготовку методического обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем.
Основной этап состоит в реализации программы (плана) самостоятельной работы, использовании приемов поиска информации, усвоении, переработке, применении и передаче знаний, фиксировании результатов работы. На основном этапе студент может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.
Заключительный этап означает анализ результатов и их систематизацию, оценку продуктивности и эффективности проделанной работы, формулирование выводов о дальнейших направлениях работы.
3.2 Виды самостоятельных работ
3.2.1. Самостоятельная работа студентов очной формы обучения
Студенты очной формы обучения, обучающиеся по направлению «Юриспруденция» (отделения сравнительного правоведения) выполняют следующие виды работ:
Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 10 часов
Студенты очной формы обучения, обучающиеся по направлению «Юриспруденция» выполняют:
Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 10 часов;
Реферат - 10 часов.
Самостоятельная работа студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» состоит из изучения трех блоков:
-изучения теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях (26 часов);
-выполнения реферата (10 часов). Тема работы выбирается студентом самостоятельно. Темы рефератов прилагаются; Реферат выполняется в объеме от 5 до 25 страниц (12 шрифтом, 1,5 интервалом). Литература указана в приложении к рабочей программе. Сдача реферата на проверку производится преподавателю не позднее чем за одну неделю до начала зачетной недели;
- подготовка обзора судебной практики (30 часов). Результаты обзора излагаются в виде отчета об обзоре практики. Отчет выполняется в объеме от 5 до 25 страниц (12 шрифтом, 1,5 интервалом). Темы работ прилагаются. При подготовке обзора студент использует правовые базы и ГАС «Правосудие», а также сборники судебной практики по краю (выдаются на кафедре конституционного, административного и муниципального права). В отчете оценивается умение выделять фабулу дела и делать выводы о необходимым изменениях в законодательстве или в даче разъяснений судов высшей инстанции. Сдача отчета на проверку производится преподавателю не позднее чем за одну неделю до начала сессии.
3.2.2. Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения
Студенты заочного отделения, обучающиеся по специальности «Юриспруденция» выполняют следующие виды работ:
- Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 100 часов;
- Выполнение контрольной работы – 18 часов.
Студенты заочного отделения, обучающиеся по направлению «Юриспруденция» выполняют:
- Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 54 часов;
- Выполнение контрольной работы – 18 часов.
Студенты заочного отделения, обучающиеся в сокращенные сроки по специальности «Юриспруденция» выполняют:
- Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 102 часа;
- Выполнение контрольной работы – 18 часов.
Студентами очно-заочной формы обучения, обучающиеся по специальности и направлению «Юриспруденция» выполняют:
- Изучение теоретического материала по темам, указанным к самостоятельной работе и отдельным вопросам тем, разбираемых на лекционных и семинарских занятиях – 70 часов;
- подготовка обзора судебной практики (34 часов). Результаты обзора излагаются в виде отчета об обзоре практики. Отчет выполняется в объеме от 5 до 25 страниц (12 шрифтом, 1,5 интервалом). Темы работ прилагаются. При подготовке обзора студент использует правовые базы и ГАС «Правосудие», а также сборники судебной практики по краю (выдаются на кафедре конституционного, административного и муниципального права). В отчете оценивается умение выделять фабулу дела и делать выводы о необходимым изменениях в законодательстве или в даче разъяснений судов высшей инстанции. Сдача отчета на проверку производится преподавателю не позднее чем за одну неделю до начала сессии.
3.3 Оценка за каждое задание формируется по следующим критериям:
- правильность выполнения (для первого практического задания);
- самостоятельность (при наличии совпадающих работ «-5 баллов»);
- отсутствие «воды», то есть лишнего, не по теме текста в решении (при наличии рассуждений «около темы»- «- 3 балла»;
- творческий подход и полнота проработки литературы (для эссе);
- количество дел включенных в обзор (не менее 10) – 3 баллов; умение кратко формулировать фабулу дела (3 балла); наличие выводов о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики с изложением предложений по разъяснению законодательства судами или внесению изменений в текст закона.
3.4 Самостоятельное изучение теоретического курса
Самостоятельное изучение теоретического материала муниципального права предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.
Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса муниципального права выступают:
- учебники по предмету;
- курсы лекций по предмету;
- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках;
- научные монографии.
Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании контрольных, рефератов, курсовых, дипломных работ.
Существует несколько способов составления списка необходимой литературы.
Во-первых, в учебной программе дисциплины, в методических указаниях к семинарским занятиям приводится список основной и дополнительной литературы, которую рекомендуется изучить по соответствующей теме или разделу учебной дисциплины. При подготовке научных работ целесообразно изучать общий список литературы и делать выборку подходящей к теме литературы.
Во-вторых, в большинстве учебников, монографий и статей делаются ссылки, сноски на другие литературные источники, приводится список литературы по раскрываемой в книге проблеме. Целесообразно изучать научную ту литературу, на которую ссылаются исследователи в своих научных публикациях, поскольку изучение именно такой литературы формирует представление о состоянии и развитии того или иного института.
В-третьих, наиболее полный список литературы по соответствующей проблеме имеется в диссертациях. Сами диссертации хранятся в диссертационном зале Российской Государственной библиотеки и в библиотеке университета (выполненные его преподавателями). Библиотека Сибирского федерального университета имеет доступ к электронному архиву диссертаций. Такой источник информации о научных публикациях целесообразно использовать, в первую очередь, при подготовке выпускной работы, а также в курсовом проектировании при исследовании сложных, незаурядных тем.
В-четвертых, поиску необходимой литературы существенно помогут различного рода библиографические указатели и пособия. В библиографическом отделе библиотеке можно воспользоваться такими указателями или прибегнуть к помощи специалистов-библиографов.
В-пятых, в последних номерах журналов, вышедших в том или ином году, публикуется перечень всех статей, опубликованных в данном журнале в течение года. Подготовку к написанию научной работы (статьи, доклада на конференции, курсовой или выпускной работы) рекомендуется начинать именно с подобного поиска. Особенно такая рекомендация касается муниципального права, поскольку научных монографий по предмету в последние годы, как правило, не издаётся, и наиболее актуальные вопросы, а также результаты научных исследований учёных - конституционалистов можно обнаружить именно в журнальных публикациях.
При самостоятельной подготовке по данным вопросам следует руководствоваться соответствующими фрагментами лекций, разделами учебников, а также рекомендованными в учебной программе и методических указаниях к семинарским занятиям списками нормативных правовых актов и литературы.
3.5 Изучение теоретического курса по темам.
Модуль №1. Историко-теоретические, правовые и территориальные основы местного самоуправления
Тема № 1. Муниципальное право как наука
План:
1.Понятие и предмет науки муниципального права.
2. Методы науки муниципального права.
3. Источники науки муниципального права.
Следует вспомнить: понятия «наука», «отрасль права», «юридическая наука», «методология науки», «источники науки», «концепция», «идея», «теория», «парадигма», «типология», «классификация».
Самостоятельное изучение данных вопросов предполагает поиск определений «наука муниципального права», отрасль муниципального права. Также необходимо обратиться к периодизации становления науки муниципального права, выясняя наиболее видных представителей каждого из них и название основных трудов. Необходимо помнить, что периодизация развития науки связана зачастую с изменением парадигмы.
Задание 1.
Результат изучения вопроса отобразите в виде таблицы:
«Таблица № 1»
Период науки | Авторы | Наиболее известные труды |
Задание 2.
Назовите не менее десяти наиболее актуальных проблем науки муниципального права.
Задание 3.
Прочитайте два отрывка из научного текста. Определите, каком явлении описывается: науке или отрасли права.
Отрывок 1. ___________ муниципального права помимо общепризнанных норм использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В ее рамках помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления, изучается также и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также отмечается обращение к зарубежному муниципальному опыту.
Отрывок 2. ________________ имеет комплексный, производный характер. Допустимо делать вывод о вторичной природе _____ муниципального права. _________________ обнимает нормы различных отраслей права, аккумулируя в себе их правовые режимы.
Задание 4.
Выберите из предложенного те пункты, которые относятся к науке муниципального права:
а) концепции местного самоуправления;
б) правовой статус Совета Федерации;
в) использование технических средств при осмотре места происшествия
г) порядок проведения дознания;
д) сход граждан, утверждающий тарифы на услуги предприятий жилищного и коммунального комплекса;
е) порядок введения налога на имущество физических лиц.
Задание5.
Прочитайте отрывок научного текста и определите, какие научные методы используются в нем. Ответ изобразите в виде таблицы, в которой следует в одном столбце назвать метод науки, а во втором столбце – указать сущность метода науки муниципального права.
В отличие от формы правления, которая измеряет «горизонтальный» способ разграничения государственных властных полномочий, форма государственного устройства конкретизирует «вертикальную» модель построения государственной власти. По форме устройства государства классифицируют на унитарные, федеративные и регионалистские. Ранее одним из видов считалась также, ныне ставшая анахронизмом империя. Тип территориальной организации государственного аппарата, предусматривающий создание внутренних встроенных публичных властных организаций (субъектов федерации, земель, штатов), именуют федерацией. «Вертикальное» устройство государственного аппарата без составных публично-властных организаций, будет упрощенным, то есть унитарным. Для федеративных государств характерно сочетание наличие и федеративного и административно-территориального деления, для унитарных – только административно-территориального. Регионалисткое государство состоит из территорий, «недотягивающих» до статуса полноценных публично-властных образований, но обладающих рядом атрибутов государственности (система властных органов, известная самостоятельность при осуществлении компетенции, бюджет, собственные налоги, правомочие принимать правовые акты и другие). Подходит для иллюстрации регионализма юридический статус областей Италии и Испании, правовое положение Шотландии.
Следует отграничивать форму государственного устройства и виды межгосударственных союзов (конфедерации, унии), ведущие к тесному блокированию государств, остающихся, тем не менее, суверенными. Переходным типом между конфедерацией и федерацией называют Европейский Союз, постепенно укомплектовывающийся до государства путем ратификацией Конституции ЕС, введением общей денежной единицы, общесоюзного гражданства.
Категория территориального устройства объединяет варианты распределения структурных частей государственного механизма по его территории. Территориальное устройство – это деление территории государства и дробление публичного аппарата, преследующее цель наиболее эффективной организации государственно-властного управления по всей территории страны. К видам территориального деления относится федеративное, административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство.
В зависимости от поставленной задачи территориального устройства - организация государственного управления или местного самоуправления - оно будет соответственно федеративным (или административным) либо муниципально-территориальным.
Используя критерий правового статуса создаваемой территориальной единицы, выделяют процесс территориальной децентрализации и территориальной деконцентрации публичного аппарата управления. К первому способу распределения властных структур по территории относится федеративное и муниципальное устройство. Ко второму – административно-территориальное деление. При децентрализации создаются полновесные публично-властные организации – субъекты федерации или муниципальные образования. Получившиеся в результате федеративного или муниципального деления территориальные единицы являются универсальными. В их пределах осуществляют свою юрисдикцию самостоятельные публично-властные организации, имеющие собственные «отграниченные» властные полномочия, обособленное население, проживающее на территории универсальной единицы, самостоятельный бюджет, формируемый за счет своих региональных или соответственно муниципальных налогов и сборов, собственную систему правовых актов.
При деконцентрации властных полномочий создаются не относительно автономные публичные властные организации, а всего лишь территориальные единицы, в границах которых осуществляют свою юрисдикцию территориальные структурные подразделения органов государственной власти. Административно-территориальная единица не является, таким образом, универсальной. Более того, зоны юрисдикции различных территориальных публичных органов могут пересекаться и наслаиваться друг на друга. А иногда, такое несовпадение решает задачу обеспечения самостоятельности образуемых отделов органов государственной власти, как в случае с созданием апелляционных арбитражных округов, судебных участков мировых судей сдвинутых территориально по отношению к подразделениям органов исполнительной власти того же уровня.
Деконцентрация власти направлена на приближение властного ресурса к объекту администрирования, его локализации (численно, зонально, масштабно, пообъектно) с целью достижения наибольшего эффекта управленческого воздействия. Также периферийные отделы государственных органов, действующие в рамках административной единицы доступнее для населения в географическом и временном отношении, располагают некоторой свободой управленческого усмотрения, что дает возможность учитывать особенности объекта властного воздействия.
Децентрализация власти путем создания субъектов федерации и муниципальных образований нацелена на эти же результаты, но позволяет достигнуть их с максимальным коэффициентом эффективности. Способствуют качественному скачку показателей управления такие факторы как самостоятельное осуществление компетенции, организационная обособленность системы аппарата управления, выражающаяся в формировании их населением субъекта или муниципалитета, относительной финансовой независимости, возможность законодательствовать в сфере вопросов своего ведения. Властные полномочия реализуют такими же методами и способами, но государственными должностными лицами и служащими, которые избраны региональным или местным сообществом, несут ответственность перед ним, а не перед Центром, учитывая, в первую очередь, интересы территории, к которой они сопричастны.
Обратите внимание на то, что существуют родственные науке муниципального права системы знаний. К таковым, например, относится муниципальный менеджмент, в том числе управление экономикой города.
Задание 6.
Попробуйте определить какие разделы науки муниципального права «безразличны» для науки муниципального менеджмента и, наоборот.
Задание 7.
Подберите два примера текста, в которых прослеживается применение компаративисткого метода.
Литература:
1. Андриченко Л.В. Новый учебник по муниципальному праву России (рецензия на учебник В.И. Васильева «Муниципальное право России») // Журнал Российского права. 2007. № 12.
2. Бабичев И.В. О некоторых актуальных вопросах муниципального права и местного самоуправления: по страницам книги А.А. Сергеева «Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.
3. Дмитриев Ю.А. Муниципальное право: проблемы становления отрасли / Ю.А. Дмитриев, В.Т. Ковалев // Право и жизнь. 1994. № 4. С. 42 – 45.
4. Дудко И.Г. Для тех, кто изучает муниципальное право России: Рецензия на учебник Е.С. Шугриной «Муниципальное право Российской Федерации: Учебник // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 1.
5. Иванов В.В. К вопросу о компетенции территориальных образований / В.В. Иванов // Государство и право. 2003. № 11. С. 44 – 52.
6. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для Вузов /
Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. М.: Юстицинформ. 2005.
7. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебное пособие / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. М.: Юстицинформ. 2007.
8. Князев С.Д. Еще раз о предмете и содержании муниципального права России. Рецензия на Кн.: Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / С.Д. Князев, О.Е. Шишкина // Конституционное и муниципальное право. 2007 № 18.
9. Кокотов А.Н. Муниципальное право в российском праве: понятие, назначение и структура / А.Н. Кокотов // Правоведение. 2004. № 3. С. 54 – 61.
10. Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. М.: Юристъ, 2005
11. Костюков А.Н. Муниципально-правовые отношения /
А.Н. Костюков, С.Г. Копысова. Омск: ОмГУ, 2001.
12. Костюков А.Н. Субъекты муниципально-правовых отношений / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С. 28 – 34; 2003. № 2. С. 20 – 22.
13. Лаптева Л.Е. Рецензия на книгу Т.Ф. Ящук «Организация местной власти в РСФСР. 1921 – 1929 гг.» // Конституционное и муниципальное право. № 4.
14. Мильшин Ю.Н. Муниципальное право России: учеб. пособие /
Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. М.: Дашков и К., 2006.
15. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы становления. М.: Статут, 2007.
16. Система муниципального управления: учебник для Вузов / под ред. В.Б. Зотова (издание третье, дополненное и переработанное). СПб: ООО Питер Пресс. 2007.
17. Уваров А.А. Отраслевые признаки и особенности муниципального права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 6. С. 13 – 15.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие науки муниципального права.
2. Назовите источники науки муниципального права.
3. Назовите десять фамилий наиболее известных ученых муниципалистов.
4. Назовите пять актуальных проблем науки муниципального права.
5. Перечислите пять методов науки муниципального права.
Тема № 2. Муниципальное право как учебная дисциплина
План:
1. Понятие муниципального права как учебной дисциплины.
2. Содержание муниципального права как учебной дисциплины.
3. Взаимосвязь муниципального права как учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами.
Самостоятельное изучение данных вопросов предполагает поиск определений «наука муниципального права» и «учебная дисциплина муниципального права». Следует выделить признаки, отличающие науку и учебную муниципальную дисциплину друг от друга.
Необходимо сравнить несколько учебников и учебных пособий по муниципальному праву между собой по признаку структуры, а также с учебными пособиями по муниципальному управлению и муниципальному менеджменту. Во-первых, следует установить, чем отличается изложения материала в учебных пособиях и учебников для Вузов с комплексными монографическими исследованиями в области муниципального права. Например, проведите такое сравнение двух указанных трудов проф.
В.И. Васильева.
Обратите внимание на те разделы структуры учебников по муниципальному праву и муниципальному менеджменту, которые не совпадают между собой. Объясните этот факт.
Задание 1.
По результатам ознакомления с предложенной литературой следует составить таблицу:
«Таблица № 2»
Критерии | Отрасль муниципального права | Наука муниципального права | Учебная дисциплина «Муниципальное право» |
Определение | |||
Источники | |||
Методы | |||
Структура | |||
Близкие образования |
В последней строке таблицы необходимо указать «родственные» отрасли и науке соответственно отраслевые образования и научные концепции.
Задание 2.
Прочитайте отрывок текста из учебника (Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов). Правильно вставьте термины:
Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:
1) ________ является вторичной по отношению к _____, так как базируется на ее достижениях;
2) _________ не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;
3) _________ всегда обладает свойством пробельности, ____________ такого свойства иметь не может;
4) источником _______ являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником ____________ – учебники и учебные пособия.
Задание 3.
Прочитайте отрывок из научного текста о муниципально-территориальном процессе. Изложите его в трех абзацах так, чтобы текст стал доступен для понимания тех, кто только начал изучать муниципальное право. К.Н. Княгинин «Муниципально-териториальное устройство: опыт прочтения положений федерального законодательства»: «Далее приведу цитату из научного источника, в котором проблемы муниципально-территориального устройства рассмотрены не просто достаточно обстоятельно, но с упором именно на юридических аспектах: «Учет мнения населения осуществляется … путем проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций жителей, опросов, сбора подписей. Думается, что если для образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц проведение местных референдумов (собраний, сходов жителей) важно, но не строго обязательно и может заменяться иными способами учета мнения населения, то при образовании, преобразовании, упразднении муниципальных образований в формах их объединения, разделения, выделения, перехода обязательно должны проводиться референдумы (сходы, собрания жителей), позволяющие выявить позицию всех совершеннолетних жителей соответствующих территорий по вопросам возможных изменений их муниципально-территориального устройства».
В первом предложении процитированного текста перечисляются возможные, с точки зрения автора, формы, строго говоря, не учета (так утверждается в источнике), а выявления мнения населения. Правда,
И.В. Выдрин не называет такую юридически вполне оправданную форму выявления мнения населения как решение полномочного, избранного этим населением представительного органа. Другие же возможные формы выявления мнения населения вроде распространенных в советское время и периодически используемых сегодня «писем граждан», «обращений трудовых коллективов (или жителей)», не упомянуты И.В. Выдриным как очевидно некорректные.
Мысль же, заключенная во втором процитированном предложении любопытна не только и не столько тем, что автор попытался в данном суждении экспертно оценить уместность той или иной формы выявления мнения населения для каждого варианта изменения муниципально-территориального деления (об этом ниже), но тем, что автор совершенно верно, как представляется, разбил эти возможные формы на две группы с точки зрения репрезентативности, а также доказательности результатов. Считаю только возможным группировку форм выявления мнения населения несколько усложнить и уточнить: а) формы непосредственное выражение жителями своего мнения – референдум, сход (собрание), опрос и сбор подписей; б) формы представительные – через выборные органы местного самоуправления и конференция. При этом, референдум, сход (собрание), а также выборный орган местного самоуправления, конференция должны в принципе принести результаты, которые могут подаваться как вполне адекватно (в юридическом смысле) отражающие мнение населения. Ведь в референдуме, сходе (собрании) каждому предоставлена возможность принять участие, как и каждому предоставлена возможность участвовать в выборах депутатов или делегатов конференции. Результаты же опроса и сбора подписей могут быть расценены как адекватно отражающие мнение населения только в случае, если они были организованы как создающие реальную возможность каждому быть опрошенным или подписавшимся. Если же это не так (опрос проводился по какой-то, пусть и социологически корректной, выборке, а сбор подписей состоялся в каких-то производственных коллективах, охватил жителей лишь отдельных улиц, кварталов, поселений и т.д. и т.п.), то результаты можно только предположительно оценивать как отражающие мнение населения свей территории. И еще одна проблема оценки каждой из этих форм – проблема оценки с точки зрения строгости, юридической детализированности их процедур, обеспечивающих (или не обеспечивающих) корректность выражения мнения. Соответствующее ранжирование форм носит отчасти условный характер, но, все-таки, очевидно, что решение, принятое на референдуме, который проведен с соблюдением установленных законом правил, как и решение представительного органа местного самоуправления, можно оценивать как несомненные и максимально правомочные. В этом отношении на следующую ступеньку можно поставить, пожалуй, всеохватный сбор подписей и сход (собрание), проведенные по проработанной и законодательно закрепленной процедуре. Эти формы оставляют меньше сомнений в корректности результатов. Что касается конференции и опросов, то и собрание делегатов, отобранных по заведомо юридически нестрогой процедуре (это имеет место при конференции), и результаты деятельности некоторых «посредников» между властью и населением (при опросе, особенно не всеохватном) приносят результаты, которые придется расценивать с определенной долей скепсиса.
Теперь о юридической интерпретации не вполне, как подчеркивалось, «юридичного» понятия «учет мнения населения» Возможно, трактовать эту формулу как не допускающую принятие представительным органов государственной власти субъекта РФ решений по вопросам муниципально-территориального деления, отступающих от выявленного тем или иным предусмотренным способом мнения населения. Всякое такое отступление можно расценить как противозаконный «неучет». Но возможно свести учет мнения к: 1) обязательному установлению этого мнения в установленных формах; 2) обязательному доведению его до сведения представительного органа субъекта Российской Федерации; 3) обязательному рассмотрению представительным органом субъекта Российской Федерации этого мнения; и, например, 4) при отказе от построения законодательного решения на мнении населения, обязательному направлению представительным органом субъекта РФ населению соответствующей территории мотивированного обоснования нецелесообразности или даже невозможности следования мнению населения.
Тот же И.В. Выдрин считает, что отрицательное мнение населения, по вопросу об изменении муниципально-территориального деления должно блокировать принятие решения о таком изменении. Причем он думает, что это должно происходить и тогда, когда это мнение населения лишь одной из двух или трех заинтересованных территорий. Правда, во-первых, соответствующие суждения изложены автором с помощью некатегоричных утверждений (из разряда «есть основания полагать»), во-вторых, сформулированы лишь в контексте анализа порядка принятия решений на основе мнения населения, выраженного с помощью референдума или схода (собрания). Может быть, автор допускает игнорирование (или хотя бы корректировку) региональным законодательным органом мнения населения, выявленного с помощью опросов, конференций и т.д.?
Анализируя проблему в теоретическом ключе, считаю необходимым отметить, что более приемлемым видится подход, при котором «учет мнения населения» следует отождествлять с его выявлением, анализом, каким-то использованием, но не автоматическим следованием законодательного органа за ним. Как-то не вяжется со сложившимся в юридической теории и практике пониманием связей элементов правовой системы ситуация, когда обладающей высшей юридической силой нормативный акт (закон) будет выполнять функцию технического оформления некоего мнения населения, которое, кстати, в принципе допустимо устанавливать с помощью юридически «нестрогих» механизмов (речь ведь не идет об оформлении решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации). В обоснование указанной логики хотелось бы обратить внимание на один момент. По тексту Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» в одном предписании говорится о том, что установление и изменение границ муниципальных образований осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, в другом предписании о том, что изменение этих границ не допускается без учета мнения населения. Что учитывать, если исторические традиции будут противоречить мнению населения? Мнение население, поскольку требование о его учете изложено законодателем как непреложное следование этому мнению, а совпадающее текстуально требование об учете исторических традиций как рекомендация о принятии их по возможности во внимание? (Довод о том, учет мнения населения в отличие от учета исторических традиций означает категоричное предписание о следовании этому мнению, потому что первый из «учетов» предусмотрен и Конституцией Российской Федерации, носит спекулятивный характер). Наконец, недопустимость придания анализируемому законодательному предписанию об учете мнения населения значения предписания о безусловном переложении в законе этого мнения вытекает из особенностей логико-языкового построения формулировки. Эта формулировка – неряшливо изложенная идея-принцип, но не конкретное предписание об исполнении законодателем воли населения. В противном случае мы получаем следующую картину: изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий (так в законе), но вполне допускается неизменение этих границ вопреки мнению населения (построению такого вывода формулировка не препятствует). Мнение населения должно рассматриваться как императив для регионального законодателя только в случае, когда это мнение населения обособленного поселения о придании этому поселению статуса самостоятельного муниципального образования.
Литература:
1. Андриченко Л.В. Новый учебник по муниципальному праву России (рецензия на учебник В.И. Васильева «Муниципальное право России») // Журнал Российского права. 2007. № 12.
2. Дудко И.Г. Для тех, кто изучает муниципальное право России: Рецензия на учебник Е.С. Шугриной «Муниципальное право Российской Федерации: учебник // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 1.
3. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для Вузов /
Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. М.: Юстицинформ. 2005.
4. Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учеб. пособие / Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. М.: Юстицинформ. 2007.
5. Князев С.Д. Еще раз о предмете и содержании муниципального права России. Рецензия на Кн.: Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / С.Д. Князев, О.Е. Шишкина // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18.
6. Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник /
А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. М.: Юристъ, 2005.
7. Мильшин Ю.Н. Муниципальное право России: учеб. пособие /
Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. М.: Дашков и К., 2006.
8. Система муниципального управления: учебник для Вузов / под ред. В.Б. Зотова (издание третье, дополненное и переработанное). СПб: ООО Питер Пресс. 2007.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие учебной дисциплине Муниципальное право»
2. Назовите основные отличия науки и учебной дисциплины муниципального права
3. Назовите основные методы, используемые в дисциплине муниципального права.
Тема №.3 Функции местного самоуправления
План:
1. Понятие функций местного самоуправления. Соотношение функций местного самоуправления и функций органов местного самоуправления.
2. Классификация и основное содержание функций местного самоуправления.
Для освоения учебного материала по указанных вопросам, необходимо вспомнить понятия «функция», «деятельность», «цели», «задачи», «условия деятельности».
Учитывайте, что термин «функция» используется и в точных (в математике, физике означает зависимость между физическими или абстрактными величинами, в естественных (как необходимое следствие процесса или явления) и общественных науках. Категория функции рассматривается и наукой об управлении. Согласно представлениям кибернетики о функциях система существует только при выполнении функций отдельными ее структурными элементами. Кроме того, функции системы как целого превосходят не только в количественном, но и качественном соотношении основные виды деятельности ее структурных частей.
Следует разграничивать понятия «функция местного самоуправления», «функция органов местного самоуправления», «функция муниципального права как отрасли права». Необходимо отграничить исследуемое понятие от муниципальной услуги, от публичной услуги.
В муниципально-правовой доктрине (А.Р.Еремин) справедливо обосновывается размежевание функции местного самоуправления как уровня публичной власти и функции органов местного самоуправления. К первым относят, во-первых, децентрализацию и демократизацию публичного властного управления, во-вторых, выражение и защита интересов населения муниципальных образований. К числу вторых – социальные, экономические, организационно-политические (административно-политические).
Обратите внимание на тот факт, что функция органов местного самоуправления не тождественна вопросам местного значения. Они соотносятся как общее и частное. Группировка вопросов местного значения и полномочий по их решению представляет собой функцию органов местного самоуправления.
В муниципальной доктрине предлагаются различные классификации функций органов местного самоуправления. Выделяют функции обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; использование институтов прямой демократии (выборы, референдум); создание системы местных органов; управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами муниципального образования; обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципалитета; обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципалитетов; охрана общественного порядка; представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.
Исходя из сущности местного самоуправления называют функции хозяйственные и функции властные (Широков).