Понятие и функции местного самоуправления.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Кафедра региональной экономики и управления территориями

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы государственного

и муниципального управления

на тему: «Развитие местного самоуправления на уровне муниципального поселения. (на примере Комсомольского сельского поселения)»

Выполнил бакалавр
очной формы обучения
группы ЭГБ-419-0 Старостин Данил Сергеевич

Научный руководитель:
д.э.н., профессор
Рой Олег Михайлович

г. Омск – 2016 г.

Содержание

Введение………………………………………………………..…………………3

Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления в Омской области………………………....…………….…………..…………….…………..5

1.1 Понятие, права и функции местного самоуправления..…………..........…..5

1.2 Структура органов местного самоуправления...… …………………………9

Глава 2. Развитие местного самоуправления на примере Комсомольского сельского поселения…………………………………………….……………….15

2.1 Оценка и состояние органов местного самоуправления в Комсомольском сельском поселение…………………………………………...….…...…………15

2.2 Перспективы и проблемы развития местного самоуправления Комсомольского сельского поселения………….…...........………….………...20

Заключение……………………………..……………………………….………..27

Список литературы……………………..……………………………….……….29

Введение.

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен правом решать вопросы жизнедеятельности населения исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения. Сельские поселения, несмотря на то, что в настоящее время во многих странах в управленческой деятельности правительств им часто не уделяется должного внимания, на протяжении множества лет и даже столетий остаются важным и незаменимым элементом государства. На длительном промежутке истории сельские поселения являлись краеугольным камнем той системы экономических, социальных, демографических, политических и иных форм взаимоотношений, которая существует в каждом государстве независимо от его отличительных характеристик и других особенностей.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа органов местного самоуправления в Комсомольском сельском поселение. Эта цель последовательно реализуется в задачах, которые распределены по главам курсовой работы, а именно:

- Определить понятие местного самоуправления.

- Изучить структуру органов местного самоуправления

- Рассмотреть вопрос о развитии местного самоуправления на примере Комсомольского сельского поселения.

- Выявление перспективных направлений развития местного самоуправления в Комсомольском сельском поселение.

Объектом исследования, проведенного в настоящей работе, является развитие местного самоуправления, складывающиеся в процессе взаимоотношения населения с органами местного самоуправления.

Предметом исследования является Комсомольское сельское поселение, взятое за основу исследования развития местного поселения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи. В первой главе работы изучены теоретические аспекты местного самоуправления. Во второй главе дается оценка и перспективы деятельности органов местного самоуправления Комсомольского сельского поселения.

Глава 1. Теоретико-правовые аспекты местного самоуправления в Омской области.

Понятие и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Как понятие местное самоуправление отражает многообразное общественное явление, возникающее в социальной организации под влиянием целого комплекса исторических, географических, политических, экономических, национальных и других особенностей. Для существования местного самоуправления нужны определенные условия: общность местных интересов и осознание необходимости их согласования с региональными и общегосударственными при четком разграничении собственности, компетенции и полномочий между органами государственной власти, и местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [4]. В связи с этим государство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в рамках демократической системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [4].

Конституция РФ закрепила принцип местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя [2] . Как отмечает О.Е. Кутафин, «местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране» [3].

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление [2]. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Согласно ст. 130 Конституции РФ «местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Тем самым Конституция РФ определила наиболее существенные характеристики местного самоуправления - его самостоятельность в пределах своей компетенции и обособленность от органов государственной власти [1].

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится. Главная задача органов самоуправления муниципального образования - обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции.

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления [13].

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления [1].

3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление [16].

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов [1].

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга [24].

Исходя из вышесказанного местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организованное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, это форма осуществления публичной власти, власти народа. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению и в тоже время население к власти.

Наши рекомендации