Функции местного самоуправления

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства

И государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет «Экономика и право»

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Кафедра конституционного и административного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право»

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Автор работы:

студент 1022-Б группы

Иванова А.В.

Подпись_______________________

Руководитель работы:

к.э.н., доц.

Медведева Н.В.

Оценка________________________

Подпись _______________________

г. Хабаровск2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

В настоящее время этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе всё сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности, снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений, формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в России.

Предмет исследования – местное самоуправление в Российской Федерации.

Цель курсовой работы – раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, которые регулируют реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

- Дать понятие, функции и принципы местного самоуправления;

- Раскрыть систему и полномочия органов местного самоуправления;

- Выявить организационные основы местного самоуправления.

Методологической основой курсовой работы являются:

- системный анализ;

- структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический, графический методы.

Информационная база. В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в СМИ, данные статистических и социологических исследований.

Структура работы. Курсовая работа имеет введение, три главы, семь параграфов, заключение и библиографический список.

1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


1.1 Понятие местного самоуправления


Согласно ст. 1 Федерального закона о‏᠋т᠋ 6᠋ о‏᠋к᠋т᠋я᠋б᠋р᠋я᠋ 2᠋0᠋0᠋3᠋ г᠋. №᠋1᠋3᠋1᠋-Ф᠋З᠋ «᠋О‏᠋б᠋ о‏᠋б᠋щ᠋и᠋х᠋ п᠋р᠋и᠋н᠋ц᠋и᠋п᠋а‏᠋х᠋ о‏᠋р᠋г᠋а‏᠋н᠋и᠋з᠋а‏᠋ц᠋и᠋и᠋ м᠋е‏᠋с᠋т᠋н᠋о‏᠋г᠋о‏᠋ с᠋а‏᠋м᠋о‏᠋у᠋п᠋р᠋а‏᠋в᠋л᠋е‏᠋н᠋и᠋я᠋ в᠋ Р᠋о‏᠋с᠋с᠋и᠋й᠋с᠋к᠋о‏᠋й᠋ Ф᠋е‏᠋д᠋е‏᠋р᠋а‏᠋ц᠋и᠋и᠋»᠋, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства и его основные принципы, которые призваны обеспечивать Федерации характер конституционного государства. Так, одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством является организация местного самоуправления.

Согласно Конституции (ч. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование системы власти народа, которая не зависит от государства, для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ч.1 ст.130 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Главной целью организации местного самоуправления является привлечение местного населения к решению вопросов местного значения самостоятельно. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Согласно с федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливаются территории муниципальных образований – городов, поселков, районов, сельских округов и др. муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций.

При понимании сущности местного самоуправления следует обратить внимание на то, что местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня публичной власти. Так, местное самоуправление обладает всеми основными признаками и свойствами власти и может осуществляться в двух основных формах народовластия: непосредственно и опосредованно, т.е. через органы местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления может осуществляться только в тех пределах, которые установлены Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми согласно с федеральными законами. Автономность и самостоятельность местного самоуправления не означают полной его изолированности, многие вопросы местного значения население не могут решать самостоятельно, в то же время некоторые государственные функции эффективно могут выполняться органами публичной власти на местах. Конституция РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Это конституционное положение есть и в Европейской хартии местного самоуправления, в п. 3 ст. 4 которой гласит, что осуществление государственных полномочий должно предпочтительно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

Существенный вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его сущности, организационных форм и полномочий внесли Конституция РФ 1993 г., Федеральные законы от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

В нормах Конституции и указанных федеральных законах содержатся положения, закрепляющие основы статуса местного самоуправления; самостоятельность органов местного самоуправления; невключение их в систему органов государственной власти; обеспечение местным самоуправлением решающей роли населения в решении вопросов местного значения, руководства муниципальной собственностью; осуществление самоуправления через местные референдумы, выборы, а также через муниципальные органы; самостоятельность в определении структуры своих органов; учет мнения населения при изменении границ муниципальных территорий.

Функции местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет функции, которые охватывают основные направления деятельности местного самоуправления, характеризуют его природу и социальное назначение. Таким образом, местное самоуправление:

- обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;

- обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

- управляет муниципальной собственностью;

- обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

- осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

- обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Местная власть, являясь одной из форм власти, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан не входит в его компетенции. Функцию самоорганизации граждан выполняют общественные и другие некоммерческие организации, большинство из них занимается хозяйственной деятельностью, но у них отсутствуют властные полномочия. Лишь местное самоуправление одновременно выполняет все три функции, оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для их решения местные ресурсы.

1.3 Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления первичные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти.

В механизме местного самоуправления важное место принадлежит принципам его реализации. Среди них:

- организационная обособленность местного самоуправления от органов государственной власти;

- формирование органов местного самоуправления непосредственно населением соответствующего муниципального образования;

- многообразие организационных форм местного самоуправления;

- самостоятельность местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения;

- возможность взаимодействия с органами государственной власти при решении сложных вопросов жизнедеятельности муниципального образования;

- обеспечение государством правовых и организационных гарантий местного самоуправления.

Основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой организационных форм и методов муниципальной работы. Принципы местного самоуправления делятся на общие и специальные.

Наши рекомендации