Отражение в учете операций поступления и расходования ГСМ 2 страница

3) работа автотранспорта в городах с определенным количеством населения. Чем больше населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если население города превышает 3 млн человек, то размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 млн до 3 млн человек – до 20% и т.д.; 4) обкатка новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, прошедшими капитальный ремонт, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, в строенном – до 20%. В ряде случаев норма расхода топлива может снижаться, например, при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной и слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м). В этом случае норма расхода топлива может быть уменьшена не более чем на 15%. Конкретные значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом руководителя учреждения или органами исполнительной власти, период применения зимних надбавок к норме и их величина подтверждаются распоряжением региональных (местных) органов государственной власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений – приказом руководителя учреждения. Нормы расхода ГСМ для каждой марки, модели или модификации эксплуатируемых автомобилей утверждаются приказом руководителя учреждения и применяются при списании данного вида материальных запасов. Нормативный расход топлива в отношении определенного автомобиля определяется расчетным путем с учетом проделанного километража по формуле Qн = 0,01•Нs • S • (1+0,01 • D), где Qн – нормативный расход топлива, л; Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км; S – пробег автомобиля, км; D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Пример Расчет нормативного расхода топлива. В оперативном управлении учреждения здравоохранения находится автомобиль ГАЗ-3110. Согласно путевому листу от 15 декабря текущего года (зимний период) пробег составил 120 км, из них: • 80 км – по городу; • 40 км – по области. Приказом руководителя учреждения утверждены: 1) базовая норма расхода топлива – 13 л/100 км; 2) надбавка за эксплуатацию автомобиля в зимнее время – 15%; 3) надбавка за эксплуатацию автомобиля в городе с плотностью населения 1,5 млн человек – 12%. Нормативный расход топлива составит 18,02 л: • по городу – 11,67 л [0.01 • 13 • 80 • (1+ 0,01 • (15 + 12))]; • по области – 6,35 л [0,01 • 13 • 40 • (1+ 0,01 • 15)]. Для марок автомобилей, не указанных в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, а также в случае отклонения от установленных законодательством норм, нормы расхода топлив и смазочных материалов устанавливаются по результатам контрольных замеров, проведенных комиссией учреждения на основании приказа руководителя. Результаты контрольного замера оформляются актом, который служит основанием для приказа об утверждении нормы расхода топлива. Списание топлива и горюче-смазочных материалов производится на основании путевых листов. Форму путевого листа учреждение разрабатывает самостоятельно и заполняет в соответствии с приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". В путевом листе должны быть отражены следующие реквизиты: порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения, в оперативном управлении которого находится автомобиль; указаны регистрационный номер автотранспорта, сведения о водителе. Заполненный путевой лист выдается водителю, о чем делается запись в Журнале учета движения путевых листов (ф. 0345008). Форма Журнала приведена ниже. Журнал учета движения путевых листов (образец)
Номер путевого листа Дата выдачи путевого листа Водитель Гаражный номер автомобиля Подпись Примечание
фамилия, имя, отчество табельный номер водителя в получении путевого листа диспетчера и дата приемки путевого листа и документов от водителя бухгалтера и дата приемки путевого листа

Если учреждение имеет свой склад ГСМ и автопарк насчитывает достаточно большое количество автомобилей, то целесообразно вести аналитический учет по счету 010533000 "Горючесмазочные материалы – иное движимое имущество" в разрезе "Горюче-смазочные материалы на складе" и "Горюче-смазочные материалы в баке автотранспорта".

Расчеты за приобретенные ГСМ на автозаправочных станциях могут осуществляться следующими способами:

– за наличный расчет на АЗС;

– по оплаченным талонам, приобретаемых с использованием системы безналичных расчетов. Такие талоны учитываются как денежные документы;

– по талонам, которые являются бланками строгой отчетности;

– по пластиковым топливным картам, выпускаемым топливной компанией и (или) владельцем сети АЗС.

Топливная карта не является платежным средством, а предназначена для учета расчетов по отпуску ГСМ и имеет количественное выражение (отпуск ГСМ на сумму или в объеме). При заправке водителю выдаются чеки с указанием места и времени заправки, а также типа и количества отпущенного топлива, подтверждающие факт заправки по топливной карте. Эти чеки водитель сдает вместе с путевым листом диспетчеру или уполномоченному лицу для последующей сдачи этих документов в бухгалтерскую службу.

Юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, ежемесячно после обработки данных представляет учреждению-покупателю счет-фактуру, акт приема- передачи на объем и стоимость выбранного топлива, а также отчет (реестр) операций по картам.

Типовые записи по отражению в бухгалтерском учете операций поступления и расходования ГСМ приведены в табл. 4.24.

Таблица 4.24

Отражение в учете операций поступления и расходования ГСМ

Содержание операции Основание Бухгалтерская запись
дебет кредит
Приобретение ГСМ за наличный расчет
Выдача водителям наличных денежных средств под отчет для приобретения ГСМ Расходный кассовый ордер х 20834560 х 20134610
Принятие к учету приобретенных водителями ГСМ Авансовый отчет с приложенными путевым листом, чеками К КТ х 10533340 "Топливо в баках" х20834660
Списание стоимости топлива на расходы учреждения Путевой лист 040120272 0109 хх 340
Приобретение ГСМ по талонам, имеющим стоимостное выражение, если договором определен переход права собственности на ГСМ в момент отгрузки (заправки автомобиля)
Перечисление предварительной оплаты за топливо с лицевого счета учреждения Выписка с лицевого счета х 20634560 0201 11610 18 забалансовый счет
Принятие к учету топливных талонов в кассу учреждения НКО; акт приема- передачи талонов х 20135510 х 302 34 730
Выдача водителям иод отчет топливных талонов РКО х20834560 х 20135610
Принятие к учету топлива, залитого в баки автомашин (без НДС – при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Авансовый отчет с приложенными корешками талонов, путевыми листами х 10533340 "Топливо в баках" х20834660
Отражение суммы предъявленного поставщиком топлива НДС (при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Счет-фактура 220834 660
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком топлива Счет-фактура, Авансовый отчет с приложенными корешками талонов, путевыми листами
Списание на расчеты с поставщиком суммы предварительной оплаты в размере стоимости топлива, заправленного в бак Справка (ф. 0504833) х 302 34 830 х 20634 660
Списание стоимости топлива Путевой лист 040120272 0109 хх 272
Приобретение ГСМ по талонам, имеющим количественное выражение (в которых указано количество топлива без цены), если договором определен переход права собственности на ГСМ в момент отгрузки (заправки автомобиля)
Перечисление предварительной оплаты за топливо с лицевого счета учреждения Выписка с лицевого счета 0201 11610 18 забалансовый счет
Принятие на забалансовый учет талонов на бензин по учетной цене 1 руб. за бланк Акт приема-передачи талонов Забалансовый счет 03  
Выдача водителям топливных талонов Приказ руководителя учреждения   Забалансовый счет 03 аналитика по МОЛ
Принятие к учету топлива, залитого в баки автомашин (без НДС – при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Корешки талонов, чеки ККТ и путевые листы 210533340 "Топливо в баках"
Отражение суммы НДС, предъявленного поставщиком топлива (при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком топлива Счет-фактура, корешки талонов, путевые листы 2303 04 830
Списание на расчеты с поставщиком суммы предварительной оплаты в размере стоимости топлива, заправленного в бак Справка (ф. 0504833)
Списание стоимости топлива на расходы учреждения Путевой лист 040120272 0109 хх 272
Списание использованных талонов на бензин Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816)   Забалансовый счет 03 аналитика по МОЛ
Приобретение ГСМ по талонам, если договором определен переход права собственности на ГСМ после оплаты и передачи топливных талонов
Перечисление предварительной оплаты за топливо с лицевого учреждения Выписка с лицевого счета 0201 11610 18 забалансовый счет
Принятие к учету топлива (без НДС – при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Накладная на топливо х 10533340 "Топливо по талонам" х30234730
Принятие на забалансовый учет талонов на бензин по учетной цене 1 руб. за бланк Акт приема-передачи талонов Забалансовый счет 03 аналитика по МОЛ  
Отражение суммы НДС, предъявленного постав- Счет-фактура 220834 660
щиком топлива (при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС)      
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком топлива Счет-фактура, накладная на топливо
Списание на расчеты с поставщиком в момент передачи топливных талонов суммы предварительной оплаты в размере их стоимости Справка (ф. 0504833) х 30234830 х 20634 660
Выдача водителям топливных талонов Приказ руководителя учреждения   Забалансовый счет 03 аналитика по МОЛ
Принятие к учету топлива, залитого в баки автомашин Корешки талонов, чеки ККТ, путевые листы х 10533340 "Топливо в баках" х 10533340 "Топливо по талонам"
Списание стоимости топлива Путевой лист 040120272 0109 хх 272 010533440 "Топливо в баках"
Списание использованных талонов на бензин но учетной цене 1 руб. за бланк Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816)   Забалансовый счет 03 аналитика по МОЛ
Приобретение ГСМ но топливным пластиковым картам, если договором определен переход нрава собственности на ГСМ в момент отгрузки (заправки автомобиля)
Перечисление предварительной оплаты за топливо с лицевого счета учреждения Выписка с лицевого счета 0201 11610 18 забалансовый счет
Включение в стоимость ГСМ затрат по приобретению пластиковых топливных карт (в случае если за карту взимается плата) Акт приема-передачи топливных карт х 10634340 х 302 34 730
Отражение стоимости топлива, залитого в баки автомашин Акт приема-передачи топливной компании, путевой лист х 10634340 "Топливо в баках" х30234730
Принятие к учету топлива, залитого в баки автомашин, по фактической стоимости, включая стоимость топливных карт (без НДС – при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Акт приема-передачи топливных карт, путевой лист х 10533340 "Топливо в баках" х10634440
Отражение суммы НДС, предъявленного поставщиком топлива (при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком топлива Счет-фактура, акт приема-передачи топливных карт, путевой лист
Списание на расчеты с поставщиком суммы предварительной оплаты в размере стоимости топлива, заправленного в бак Справка (ф. 0504833) х 30234830 х 20634660
Списание стоимости топлива Путевой лист 040120272 0109 хх 272 010533440 "Топливо в баках"
Приобретение ГСМ по топливным пластиковым картам, если договором определен переход права собственности на ГСМ после оплаты и передачи топливных пластиковых карт
Перечисление предварительной оплаты за топливо с лицевого счета учреждения Выписка с лицевого счета 020111610 18 забалансовый счет
Формирование фактической стоимости ГСМ: включение в стоимость ГСМ затрат по приобретению пластиковых топливных карт (в случае если за карту взимается плата); стоимость топлива Акт приема-передачи топливных карт, накладная на топливо х 10634340 х 302 34 730
Приняты к учету ГСМ по фактической стоимости Акт приема-передачи топливных карт, накладная на топливо х 10533340 "Топливо по картам" х 10634440
Отражение суммы НДС, предъявленного поставщиком топлива (при осуществлении операций по приносящей доход деятельности, облагаемых НДС) Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком топлива Счет-фактура, акт приема-передачи топливных карт, накладная на топливо
Списание на расчеты с поставщиком в момент передачи топливных карт суммы предварительной оплаты в размере их стоимости Справка (ф. 0504833) х 30234830 х20634660
Принятие к учету топлива, залитого в баки автомашин, по фактической стоимости, включая стоимость топливных карт Акт приема-передачи топливной компании, путевой лист х10533340 "Топливо в баках" х10533340 "Топливо по картам"
Списание стоимости топлива Путевой лист 040120272 0109 хх 272 010533440 "Топливо в баках"
Правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях В соответствии с законодательством РФ система нормативного регулирования финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности бюджетных учреждений состоит из совокупности нормативно-распорядительных документов. Первый уровень – законодательный. 1. Закон о бухгалтерском учете является правовым механизмом регулирования бухгалтерского учета и устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности. 2. ТК РФ конкретизирует отдельные вопросы материальной ответственности работников, регулирует другие важные вопросы. 3. Иные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в данной области. Второй уровень – нормативный. 1. Единый План счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утверждены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В этом документе закреплена методология ведения бухгалтерского учета во всех субъектах учета. В Инструкции изложены общие требования по оформлению и систематизации первичных документов, приведен перечень учетных регистров, установлены правила исправления ошибок и т.д. 2. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. 3. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". 4. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № ЗЗн "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений". 5. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению". Третий уровень – методический. 1. Отраслевые стандарты – стандарты профильных министерств и ведомств. 2. Правовые акты по вопросам бухгалтерского учета, издаваемые Федеральным казначейством и другими уполномоченными органами государственного управления. Четвертый уровень – субъектовый. Стандарты экономического субъекта – это рабочие документы бюджетного учреждения, разработка и утверждение которых законодательно предусмотрены и необходимы для финансово-хозяйственной деятельности. Например, это приказы руководителя об учетной политике, проведении инвентаризации имущества и обязательств, о графике документооборота и пр. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Структура номера счета План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция но его применению отражены в приказе Минфина России от 16.12.2010 № 174н и применяется до утверждения уполномоченным органом по государственному регулированию бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов. Этот документ конкретизирует положения Единого плана счетов, в том числе применительно к бюджетным учреждениям. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений представляет собой систематизированный перечень счетов и их корреспонденцию и состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию, и перечня забалансовых счетов: – раздел 1 – "Нефинансовые активы"; – раздел 2 – "Финансовые активы"; – раздел 3 – "Обязательства"; – раздел 4 – "Финансовый результат"; – раздел 5 – "Санкционирование расходов". Каждый раздел объединяет соответствующую группу однородных счетов, которые делятся на синтетические и аналитические коды, позволяющие детализировать объекты учета. Счета – это способ группировки текущего отражения имущества и обязательств по качественно-однородным признакам, обусловленным приемом двойной записи. Счета в бухгалтерском учете могут быть только активными либо только пассивными. На активных счетах учитываются средства учреждений, их активы. На пассивных счетах отражаются источники формирования средств. Основным принципом образования отдельного счета является однородность учитываемых объектов. Двойная запись обеспечивает возможность осуществления контроля за правильностью отражения хозяйственных операций, а взаимосвязь между двумя и более счетами называется корреспонденцией счетов. Синтетический код счета – это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Данные синтетического счета дают возможность анализировать состояние дел организации в целом. Для более детального учета применяются аналитические коды счета, которые открываются в развитие синтетического кода счета и позволяют учитывать данные по конкретным имущественным единицам одного вида. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Структура номера счета бухгалтерского учета построена по каталожному принципу (принципу вложенных модулей) и включает в себя 26 разрядов (кодов) (табл. 2.2). Таблица 2.2 Структура счета по расходам бухгалтерского учета бюджетного учреждения
Аналитический классификационный код Код вида финансового обеспечения Код синтетического счета объекта учета Код операций сектора государственного управления
синтетическй код аналитический код
группа вид
Номер разряда счета
 
                       

Первые семнадцать разрядов в данной таблице – это аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий, он состоит из четырех составных частей:

– первая часть: 1–3 разряды – код главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Для бюджетного учреждения ГРБС является органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя;

– вторая часть: 4–7 разряды – код раздела и подраздела. Полный перечень разделов и подразделов приведен в приказе Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Для примера в табл. 2.3 приводится фрагмент указанного документа, касающийся образования;

Таблица 2.3

Разделы и подразделы классификации расходов бюджета по разделу 0700 "Образование"

Код Наименование
Дошкольное образование
Общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
Высшее и послевузовское профессиональное образование
Молодежная политика и оздоровление детей
Прикладные научные исследования в области образования
Другие вопросы в области образования

– третья часть: 8–14 разряды – целевые статьи классификации расходов, применяемые в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации; они формируются соответствующими финансовыми органами в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов;

– четвертая часть: 15–17 разряды, представляющие коды видов расходов, перечень которых утверждается в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете, например: 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели".

Эти данные являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов на образование, независимо от уровня бюджетной системы РФ. Например, расходы на общее образование отражаются по разделу 07, подразделу 02.

Разряд 18 для бюджетных учреждений имеет одно из следующих значений: 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 3 – средства во временном распоряжении; 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; 5 – субсидии на иные цели; 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений; 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Разряды 19–23 отражают синтетический код объекта учета. Разряд 19 может иметь одно из следующих значений по номеру раздела Плана счетов бухгалтерского учета: 1 – нефинансовые активы, 2 – финансовые активы, 3 – обязательства, 4 – финансовый результат, 5 – санкционирование расходов. Эти значения показывают, в каком разделе Плана счетов бухгалтерского учета находятся объекты учета.

Разряды 20 и 21 служат для детализации объектов учета, включенных в разделы. Например, раздел 1 "Нефинансовые активы" Плана счетов бухгалтерского учета включает восемь групп активов: основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути, затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг. Несмотря на то, что имеется только восемь групп, разряды 19–21 могут иметь значения от 101 до 109.

Разряд 22 показывает группу аналитического кода синтетического счета объекта учета. Например, объект учета "Основные средства", к которым относятся здания, сооружения, транспортные средства и т.п., объединены в четыре группы: недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество, предметы лизинга. Соответственно, они имеют значения 1, 2, 3, 4, а каждая группа и вид основных средств имеет собственный аналитический код. Так, производственный и хозяйственный инвентарь, включенный в группу "Иное движимое имущество" учреждения, имеет код 10136.

Разряд 23 – вид аналитического кода синтетического счета объекта учета. Он принимает значения от 1 до 9. Например, по объекту учета первого раздела Плана счетов бюджетного учреждения "Нефинансовые активы" первой группы "Основные средства" – "Основные средства – недвижимое имущество учреждения" его значения таковы:

1 – "Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения";

2 – "Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения";

3 – "Сооружения – недвижимое имущество учреждения";

5 – "Транспортные средства – недвижимое имущество учреждения";

8 – "Прочие основные средства – недвижимое имущество учреждения".

Раздел 2 "Финансовые активы" Плана счетов бюджетного учреждения включает такие активы как денежные средства учреждения (в том числе на лицевых счетах в органе казначейства, денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации, денежные средства в кассе учреждения, касса, денежные документы), финансовые вложения, расчеты по доходам, расчеты по выданным авансам. Код синтетического счета может принимать значения 201, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 215.

Раздел 3 "Обязательства" Плана счетов бюджетного учреждения включает четыре группы, к примеру, расчеты по платежам в бюджеты.

Раздел 4 "Финансовый результат" Плана счетов бюджетного учреждения включает код синтетического учета (с 19 по 21 разряд) – 401 "Финансовый результат экономического субъекта". 22, 23 разряды – код аналитического счета (группа и вид) принимают значения 10 "Доходы", 20 "Расходы".

Раздел 5 "Санкционирование расходов" Плана счетов бюджетного учреждения включает пять групп объектов учета: принятые обязательства (код 502); сметные (плановые) назначения (504); право на принятие обязательств (506); утвержденный объем финансового обеспечения (507); получено финансового обеспечения (508).

Наши рекомендации