Изменения в механизме формирования прибыли в 2012 году
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без налогов, уплачиваемых из выручки) | |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (БЕЗ управленческих расходов) | |
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ | |
Управленческие расходы | |
ПРИБЫЛЬ (убыток) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ (3–4) | |
Прочие доходы по ТЕКУЩЕЙ деятельности. | |
Прочие расходы по текущей деятельности | |
8√ | ПРИБЫЛЬ (убыток) ОТ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 +6 – 7) |
Доходы по ИНВЕСТИЦИОННОЙ деятельности | |
Расходы по инвестиционной деятельности | |
Доходы по ФИНАНСОВОЙ деятельности | |
Расходы по финансовой деятельности | |
13√ | ПРИБЫЛЬ (убыток) ОТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ, ФИНАНСОВОЙ и иной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПРИБЫЛЬ (убыток) ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (+ 8+13) | |
налог на прибыль | |
изменение отложенных налоговых активов и обязательств | |
прочие налоги из прибыли | |
18√ | ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (14 – 15 + 16 –17) |
Результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль, результат от прочих операций, не включаемый в ЧП | |
СОВОКУПНАЯ ПРИБЫЛЬ (убыток) (18 + 19) |
Поскольку в общем виде прибыль представляет разницу между доходами и издержками, то можно определить два генеральных направления увеличения прибыли:
• рост объема продаж и цен на продукцию, которые определяют доход предприятия;
• снижение издержек предприятия, связанных с производством и реализацией продукции.
Увеличение объемов продаж обеспечивается в результате повышения конкурентоспособности продукции, стимулирования спроса, проведения маркетинговых исследований, поиска рынков сбыт и т.д. Главным фактором роста цен является улучшение качества продукции.
Снижение издержек производства достигается за счет применения прогрессивных материало- трудо- и энергосберегающих технологий и оборудования, совершенствования организации производства, труда и управления, использования моральных и материальных стимулов для мотивации высокоэффективного труда персонала.
Обеспечение роста прибыли осуществляется на основе повышения экономической эффективности использования всех ресурсов на предприятии, снижения себестоимости продукции, совершенствования ценообразования, активизации инновационно-инвестиционной деятельности.
Интегральным же показателем экономической эффективности реализованной продукции и активов предприятия выступает рентабельность. При расчете рентабельности используется общая методология определения экономической эффективности производства и капитала, которая представляет соотношение прибыли к затратам на производство и реализацию продукции.
Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:
• рентабельность продукции (работ, услуг);
• рентабельность операций с капиталом.
Исходя из понимания видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:
• рентабельность продукции (работ, услуг);
• рентабельность капитальных затрат (инвестированного капитала);
• рентабельность акционерного капитала.
По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:
• во времени – рентабельность продукции за год, квартал, месяц;
• по месту – рентабельность предприятия, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.;
• по степени детализации производственной программы – рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности или по всем видам деятельности;
• по степени детализации доходов с капитала – рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность франчайзинга; рентабельность объектов интеллектуальной собственности, переданных по лицензионным соглашениям; рентабельность долгосрочных или кратко-срочных финансовых вложений.
Показатели рентабельности можно классифицировать в три группы:
1) показатели рентабельности продаж (оборота), уровень которых определяется соотношением прибыли с объемом продаж (выручкой от реализации продукции);
2) показатели рентабельности, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с соответствующими затратами;
3) показатели рентабельности, в основе которых положен ресурсный подход, уровень которых определяется отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала.
Система показателей экономической эффективности производства и капитала, включает следующие три группы показателей рентабельности.
I. Показатели рентабельности продаж (оборота):
Рентабельность продаж = Прибыль от реализации продукции / Выручка от реализации продукции •100.
Общая рентабельность продаж по прибыли от реализации продукции = Прибыль от реализации / Выручка от реализации продукции •100.
Рентабельность продаж по прибыли предприятия = Прибыль предприятия /Доход предприятия•100.
Рентабельность продаж по чистой прибыли = Прибыль чистая / Доход предприятия •100.
2. Показатели рентабельности, учитывающие затраты на производство продукции:
Рентабельность реализованной i-ой продукции = Прибыль от реализации i-ой продукции / Себестоимость реализованной i-ой продукции •100.
Рентабельность всей реализованной продукции = Прибыль от реализации продукции / Полная себестоимость реализованной продукции •100.
Рентабельность инвестиционных затрат = Чистая прибыль от инвестиционной деятельности / Инвестиционные издержки•100.
3. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):
Рентабельность активов общая = Прибыль предприятия / Активы •100.
Рентабельность активов чистая = Прибыль чистая / Активы •100.
Рентабельность производства = Прибыль предприятия (балансовая прибыль) / (Основные средства + оборотные средства предприятия) •100.
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала •100.
Рентабельность основного капитала = Прибыль предприятия / Среднегодовая стоимость основного капитала •100.
Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае отсутствия привилегированных акций) = Чистая прибыль /Акционерный капитал по обыкновенным акциям•100.
Рентабельность акционерного капитала по обыкновенным акциям (в случае наличия привилегированных акций) = (Чистая прибыль – дивиденды по привилегированным акциям) / Акционерный капитал по обыкновенным акциям •100.
Рентабельность оборотного капитала = Прибыль предприятия / Стоимость оборотных средств предприятия • 100.
Рентабельность труда = Прибыль предприятия / Годовая заработная плата ППП •100.
Основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции, прежде всего на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности, повышения уровня организации труда и производства, совершенствования государственного регулирования экономики, которые способствуют росту производительности труда и снижению стоимости ресурсов, используемых в производстве, в расчете на единицу продукции.