Понятие кризиса, типология, его функции и динамика

Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие — поступательное развитие системы, улучшение кач-х хар-к и основных пок-й.

Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.

Кризис — противоречие, возникающее влюбой системе, объектив понятие. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней.

Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.

Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.

Основными факторами экономического кризиса являются сокращение общего объема промышленного производства, производственных мощностей, рост уровня инфляции, гиперинфляция, снижение ВВП и тп.

Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, "министерская чехарда", резкое обострение социальных конфликтов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий и столкновении интересов различных социальных групп и часто являются продолжением экономических кризисов, потому что последние сопровождаются такими негативными социальными проявлениями, как падение уровня занятости, рост цен на потребительские товары, снижение уровня жизни граждан. квалифицированных специалистов, нехватку производительных кадров в экономике, неблагоприятные изменения в половозрастной структуре населения.

Экологические кризисы вызваны природными, стихийными явлениями, такими как: землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения, а также часто они являются результатами жизнедеятельности человека.

Кризисы могут протекать явно и легко обнаруживаться, а могут быть малозаметными и идти в скрытой форме. Наиболее опасны кризисы, затрагивающие систему в целом.

Причины кризиса могут быть: объективными — связанными с циклическим развитием системы, потребностями модернизации, реструктуризации, воздействием внешних факторов, и субъективными отражающими ошибки менеджеров в управлении, недостатки в организации производства, несовершенство инновационной и инвестиционной политики.

Ф-ии: - устранение непрогрессивных Эл-в в системе, освобождение пространства для развития новых эл-в, испытание на пригодность эл- в и институтов прежнего цикоа, способных эфф-но функционировать в новом.

Этапы: 1. Кризис – ухудшение осн пок-й, кач хар-к, конфликты. 2. Депрессия – эк конъюнктура уэе не ухудшается, но и не улучшается. Может протекать долго, все зависет от опыта и навыков выхода из таких ситуаций. 3. Оживление- динамичное развитие получают новые эл-ты. 4.Подъем – новые эл-ты системы перестают быть новыми и становятся доминирующими. 5. Относит. Стаб равновесие системы. В последствие сменяется кризисом.

Опасность кризиса существует в любой момент, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Социально-экономическая система развивается циклично > в управлении всегда существует риск кризиса и в определенной мере управление д.б. всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это упр-ние, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.

Антикр-ое упр-ние является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

Предмет воздействия антикр-го упр-ния – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса.

Суть АКУ выражается в следующих положениях:

1. кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2. кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

3. к кризисам можно и необходимо готовиться;

4. кризисы можно смягчать;

5. управление в условиях кризиса требует особых подходов, спец-ных знаний, опыта и исскуства;

6. кризисные процессы м.б. до определенного предела управляемыми;

7. управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикр-го упр-ния д.б. гибкой и адаптивной. Особенности антикр-го упр-ния:

1) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений;

2) повышенная чувствительность к фактору времени (необходимо осуществление своевременных действий);

3) использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

Функции антикр-го упр-ния:

1) предкризисное управление

2) управление в условиях кризиса

3) управление процессами выхода их кризиса

4) стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости)

5) минимизация потерь и упущенных возможностей

6) своевременное принятие решений.

Существуют разные стратегии антикр-го упр-ния. Наиболее важные из них:

§ предупреждения кризиса, подготовки к его появлению

§ выжидания зрелости кризиса с целью успешного решения проблем его преодоления

§ противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов

§ стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов

§ рассчитанного риска

§ последовательного вывода из кризиса

§ предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

Задачи антикр-го упр-ния:

- профилактика неплатежеспособности

- разработка и реализация мероприятий по выводу предприятий из состояния банкротства.

Антикр-ное упр-ние включает:

1) анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентоспособности предприятия

2) диагностику причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах п/п-я

3) комплексный технико-экономический и финансовый анализ предприятия с целью разработки мероприятий по его финансовому оздоровлению

4) бизнес-планирование финансового оздоровления фирмы

5) процедуры антикр-го упр-ния и контроль за их проведением.

Антикр-ое упр-ние включает собственно антикр-ное упр-ние и антикр-ное регулирование. Антикр-ное упр-ние предполагает применение антикр-ных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикр-ное регулирование – воздействие на предприятие на макроуровне. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства и ликвидацию в случае неэффективности дальнейшего функционирования. Гос-ным органом, проводящим политику антикр-го регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).

Важнейший этап антикр-го упр-ния – комплексный анализ экономического и финансового состояния предприятия с целью определения причин неплатежеспособности и выбора ннтикр-ных процедур.

Методические положения ФСДН по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса представляют определение 2-х показателей:

v коэффициент текущей ликвидности. Рекомендуемое значение: ? 2

v коэффициент обеспеченности собственными средствами = (собственные средства – внеоборотные активы) / оборотные средства. Рекомендуемое значение: ? 0,1.

Структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если хотя бы один из этих показателей ниже рекомендуемого значения.

Наши рекомендации