Политические партии: понятие, структура, типология, функции.

Политические партии - это добровольно организованные политические объединения граждан, придерживающихся одной идеологии и ориентированных на завоевание и осуществление политической власти.

Функции партий в политической жизни общества: представление социальных интересов, социальная интеграция, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в её осуществлении, выработка политического курса, формирование общественного мнения, политическое образование общества или его части, подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата, профсоюзов и т.д.

Исторически первые попытки клас­сификации партийных объединений тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на «хорошие» и «неблагородные» союзы) и количественным (характеризовавшим «большие» и «ма­лые» партии) критериям. Большое распространение в политологии получила класси­фикация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в за­висимости от оснований и условий приобретения партийного член­ства партиикадровые, массовые и строго централизованные. Пер­вые формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет. Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе раз­личных парламентских групп, групп давления, объединений пар­тийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на учас­тие профессиональных политиков и элитарных кругов, что пред­определяет свободное членство и известную аморфность партий­ной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо орга­низовать поддержку электората.

Массовые партии представляют собой централизованные обра­зования, хорошо организованные и дисциплинированные, с ус­тавным членством. Большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Ж. Блондель, выде­ляли среди них представительные партии западного типа, комму­нистические и популистские.

Для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий — а Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские — характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организо­ванность действий, уважение и почитание политических вождей.

Партии различаются и по отношению к общественному строю: консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде; реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра.

С точки зрения внутреннего устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жесткую партийную дисциплину.

Идейные основания их деятельности, подразумевающие деление надоктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты),прагмагические, или «пат­ронажные» (3. Ньюмен) — ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а такжехаризматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объ­единений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангели­ческая партия) и идеологические многочисленные социалисти­ческие, национальные и др.) объединения.

Весьма характерно для современной политической науки ти-пологизировать партии в зависимости отсоциальных (аграрные партии),этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»),демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и Рос­сии) оснований образования этих институтов власти.

В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.

Важное зна­чение имеет и дифференциация партий с точки зрения их орга­низационной структуры. В данном случае принято выделять пар­тиипарламентские (где в качестве первичных образований высту­пают территориальные комитеты),лейбористские (представляю­щие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-произ­водственного объединения своих членов и демократического цент­рализма).

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму:партии-лидеры и партии-аут­сайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коа­лиции и т.д.

Функции политической власти

В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:

1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.

2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.

3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.

4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться

БИЛЕТ 21

Наши рекомендации