Оценка эффективности проекта
Резюме
Описание фирмы, выпускаемой ею продукции и оказываемых услуг
Маркетинг и сбыт продукции
План производства
Организационный план
Финансовый план
Оценка эффективности проекта
Гарантии и риски компании
Приложения
Резюме
Раздел содержит общую информацию о бизнес-плане. По резюме составляют впечатление обо всем проекте, поэтому его всегда просматривают потенциальные инвесторы. Резюме должно содержать краткую, но понятную информацию и давать ответы на волнующие инвесторов вопросы – каков объем инвестиций, сроки кредитования, гарантии возврата, объем собственных средств и прочее. Если план составлен только для собственных нужд, можно этот раздел проигнорировать. Обычно резюме пишется в самую последнюю очередь, после того как проведены все расчеты и составлен весь план. Остальные разделы документа должны давать более расширенную информации о проекте и доказывать правильность расчетов в резюме.
Описание фирмы, выпускаемой ею продукции и оказываемых услуг
Содержательная часть практически каждого бизнес-плана начинается с описания фирмы, на которой будет реализован проект или для которой должен быть разработан бизнес-план.
В первую очередь необходимо представить о фирме следующие сведения:
- когда, кем и где учреждена фирма;
- численность ее работников;
- уставной фонд, основные и оборотные средства;
- динамика развития предприятия, его связи, основные успехи;
Далее следует подробно описать:
-характеристику заведения согласно классификации предприятий общественного питания;
- количество посадочных мест;
- наименование продукции, товаров и услуг;
- перспективы развития предприятия, направления его деятельности.
Маркетинг и сбыт продукции
Этот раздел бизнес-плана зачастую бывает наиболее значимым и после его детальной проработки можно сделать вывод о том, стоит заниматься этим видом деятельности, выпускать данную продукцию или нет.
Структура данной части:
- местоположение предприятия ;
- людские потоки в месте расположения предприятия;
- наличие парковки;
- изучение платежеспособного спроса на продукцию, услуги;
- целевая аудитория (характеризуется стандартными социально-демографическими характеристиками – пол, возраст, социальное положение)
- анализ и описание конкурентов, какие сильные и слабые стороны вы будете иметь;
- привлечение потребителей – какими способами (маркетинговыми инструментами)
План производства
В производственном плане дается описание выбираемого для проекта местоположения, требуемых производственных площадей и помещений, технологий и оборудования, необходимых материальных и людских ресурсов, а также энергетического и инженерного обеспечения.
Структура данной части:
- географическое положение предприятия, транспортные пути, наличие коммуникаций, достоинства и недостатки местоположения фирмы;
- потребность в площадях (производственные, складские, технологические, офисные, вспомогательные ) ;
- перечень необходимого оборудования, источники его поступления (покупка, аренда и т.п.) ;
- технология и уровень квалификации кадров;
- кадровое обеспечение;
- объем производства;
- затраты на сырье и материалы;
- текущие затраты на производство;
- постоянные издержки;
- переменные издержки.
Организационный план
Основные вопросы решаемые в этом разделе следующие.
- организационная схема управления;
- состав подразделений и их функции;
- организация координирования и взаимодействия служб и подразделений;
- штатная политика и кадровое расписание;
- должностные инструкции;
- заработная плата и другие расходы на персонал;
- правовое обеспечение (устав предприятия, учредительный договор, лицензия на право ведения работ, особенности налогообложения, договор, в том числе аренды, купли. продажи т.д.);
- возможные льготы (предоставление длительной аренды, льготные кредиты, налоговые льготы и т.д.).
Финансовый план
Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект. Так же, описать источники финансовых средств, привести таблицу доходов и расходов и описать движение наличности.
Структура данной части:
- затраты подготовительного периода;
- затраты основного периода;
- расчет поступлений;
- затраты, связанные с обслуживанием кредита ( в случае использования);
- налоговые платежи;
- другие поступления и выплаты;
- отчет о прибылях и убытках;
- поток реальных денег;
- прогнозный баланс.
Оценка эффективности проекта
Оценка значимости проекта, его эффективность и направленность. Анализ чувствительности предприятия к внешним факторам.
Здесь определяются сроки окупаемости затрат. В числе основных показателей эффективности – прибыль и рентабельность проекта.
Гарантии и риски компании
Задача этого раздела состоит в том, чтобы указать будущим инвесторам и кредиторам на возможные риски при реализации проекта, а также методы защиты от их влияния.
При анализе возможных рисков в бизнес-плане уместно выделить коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски.
К коммерческим рискам относятся:
- снижение объемов реализации товаров из-за упавшего спроса;
- повышение цен на ресурсы и оборудование;
- увеличение арендной платы, транспортных издержек и т.д.;
- рост числа конкурентов;
- неудовлетворительная деятельность партнеров
К финансовым рискам можно отнести:
- риск неплатежа за поставленный товар;
- риск неоптимального выбора источников финансирования;
- риск больших инвестиций в крупномасштабных проектах
Внутрифирменные риски заключаются:
- в недовольстве работников предприятия и риске забастовки;
- возможности утечки информации;
- ошибках управленческого персонала
В зависимости от величины вероятных потерь принято выделять три вида рисков:
- допустимый, при котором наблюдается потеря части прибыли или всей прибыли;
- критический, при котором величина потерь превышает расчетную прибыль;
- катастрофический, при котором потери превышают денежные возможности предпринимателя
Приложения
Все подробности, которые не вошли в основные разделы можно описать в приложениях. Это разгрузит основную часть от лишних таблиц, графиков и прочего.
В приложениях чаще всего описываются следующие моменты:
- полная информация о компании (регистрационные документы и прочее);
- фотографии, чертежи, патентная информация о продукции;
- результаты маркетинговых исследований;
-схемы по организационной структуре предприятия;
- финансово- экономические расчеты (таблицы, графики)
- нормативные документы и законодательные акты, подтверждающие описанные риски по проекту.