Экономико-математического моделирования.

1. Сущность нормативного методапланирования заключа­ется в том, что на основе установленных норм и технико-эко­номических нормативов рассчитывается потребность предпри­ятия в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает: республиканские, областные, отрасле­вые и нормативы предприятия.

2. Сущность расчетно-аналитического методазаключает­ся в том, что на основе анализа достигнутой величины финан­сового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изме­нения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Применяется в случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между пока­зателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Алгоритм этого метода включает следующие этапы: анализ отчетных показателей за предплановый период; экспер­тная оценка динамики отчетных данных, экспертная оценка перспектив развития, расчет планового показателя.

Одним из наиболее распространенных методов этой группы является «метод процента от реализации». Метод основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции. Основанием такого подхода счи­тается тот факт, что большинство статей переменных затрат, оборотных средств и краткосрочных обязательств находятся в непосредственной зависимости от объема реализованной про­дукции. В ходе использования данного метода менеджер опре­деляет: статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продук­ции; планируемый объем реализации; оценивает соответствую­щие статьи в соответствии с предлагаемым изменением объема реализации.

Результатом использования этого метода является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реа­лизованной продукции.

Дополнительное внешнее финансирование может быть также рассчитано посредством следующей формулы:

EF = (A/S) • DS - (L/S) ■ DS - (РМ) • (PS) • (1-d),

где EF -дополнительные источники внешнего финансирования; A/S- активы, возрастающие вместе с планируемым ростом объ­ема реализации; L/S - обязательства, увеличивающиеся вместе с планируемым ростом объема реализации; DS - планируемый прирост объема реализации; РМ - рентабельность реализации; PS - планируемый объем реализации; d - доля выплаченных дивидендов.

3. Сущность балансового метода- путем построения ба­ланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид:

3. ОН + П = Р + ОК,

где ОН - остаток средств денежного фонда на начало плани­руемого периода; П - поступление средств в денежный фонд; Р - расходование средств денежного фонда; ОК - остаток средств денежного фонда на конец планируемого периода.

4. Сущность метода оптимизации плановых решений– в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с целью выбора наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора оптимального решения: минимум затрат; максимум прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на рубль вложенного капи­тала и другие.

5. Сущность методов экономико-математического мо­делирования- позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими; построить экономико-математическую модель. Модель может строиться по функциональной и корре­ляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов: ана­лиз и оценка отчетных данных за предплановый период, изуче­ние динамики финансовых показателей за определенный отре­зок времени и выявление факторов, влияющих на направление
этой динамики; построение экономико-математической модели плановых показателей; прогнозирование показателей на осно­ве экономико-математической модели и разработка различных вариантов планируемого показателя; анализ и экспертная оцен­ка перспектив изменения планируемых показателей; принятие планового решения.

10.6. Виды и формы финансового планирования и бюджетирования: система финансовых планов и бюджетов предприятия

Различают три вида финансового внутрифирменного планирования:

1) долгосрочное (перспективное) финансовое планирова­ние - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбив­кой по годам;

2) краткосрочное финансовое планирование - это планиро­вание на год с разбивкой по кварталам, месяцам;

3) оперативное финансовое планирование - это планиро­вание на квартал с разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.

Долгосрочное (перспективное) планирование. Одним из наиболее распространенных видов перспективного планиро­вания является бизнес-план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего ком­мерческого мероприятия, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприятие может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики и определяет спо­собы и конкретные пути решения этих проблем. Преимущес­твами бизнес-плана является то, что он позволяет тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их реалистич­ность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабель­ность и источники финансирования планируемого коммерчес­кого мероприятия.

Бизнес-план может иметь различные формы представле­ния. Основными моментами, которые должны быть в нем отра­жены, являются следующие: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оцен­ка информации о конкурентах; описание основных элементов плана маркетинга; описание плана производства; описание ор­ганизационной схемы реализации мероприятия и планирование работы персонала; проработка правовых аспектов реализации мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана коммерческого мероприятия и выработка стратегии его финансирования.

Венцом бизнес-плана является разработка финансового пла­на коммерческого мероприятия и разработка стратегии финан­сирования. Эти разделы призваны обобщить все предшеству­ющие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих докумен­тов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов пред­приятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы.

На основании финансового плана принимаются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования: определя­ется, сколько нужно средств для создания или развития пред­приятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и др.

Краткосрочное (текущее) внутрифирменное планиро­вание. Распространенной формой краткосрочного (текущего) внутрифирменного планирования является годовой финансо­вый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.

Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год. В практике финансового менеджмента раз­личают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, фи­нансовый, денежных средств.

Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отно­шении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период. Общий бюджет обычно под­разделяют на два: операционный и финансовый.

Операционный бюджет включает следующие виды бюд­жетов: бюджет реализации; бюджет производства; бюджет пря­мых затрат на материалы; бюджет прямых затрат на труд; бюд­жет производственных накладных расходов; бюджет общих и административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными составляющими общего бюджета являются про­гнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денеж­ных средств. Бюджет денежных средств позволяет финансо­вому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денеж­ных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или де­фицита денежных средств. Он, как правило, состоит из четырех разделов: раздел поступлений, раздел расходов, раздел избытка и недостатка денежных средств, финансовый раздел.

Основными этапами составления бюджета являются .следующие:

1) составление прогноза реализации;

2) определение расчетного уровня объема производства;

3) расчет производственной себестоимости и операционных расходов;

4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

5) составление прогнозных форм отчетности.

Оперативное внутрифирменное финансовое планирова­ние. Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других.

Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки.

Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Составляется на квартал. Состоит из четы­рех разделов: поступление наличных денег; расход наличных денег; расчет выплат заработной платы; календарь выдачи за­работной платы и приравненных к ней выплат.

Платежный календарь - это план рациональной органи­зации оперативной финансовой деятельности компании. В ка­лендаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие пос­тупления) с расходами на осуществление финансово-коммер­ческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платеже­способностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета в банке. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее.

Тема 11

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

11.1.Сущность и классификация финансовых рисков

11.2.Методы управления и способы снижения финансовых рисков

11.3.Финансовая логистика, ее основные понятия и задачи

11.4.Принципы логистики финансов и их значение в управлении современным предприятием (организацией)

11.5.Логистические подходы к управлению финансовыми потока­ми и процессами

11.6.Способы максимизации и требования к параметрам логис­тических финансовых потоков

11.7.Интегрированное управление потоками в финансовой ло­гистике: формирование системы узловых воздействий

11.8.Финансовый инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процес­сов

Наши рекомендации