В 2010-м году суммарно активы банков составили 13290,81 миллионов манат. В среднем актив одного банка был равен 295,35 миллионам манатов
Уровень концентрации в банковской системе страны составляет 60,7%. Активы 5 банков (Международный Банк, «Капитал Банк», «Банк Стандарт», «Халг Банк» и «Паша Банк») суммарно составляют 60,7% всех активов. 39,2% общего уставного капитала банков по стране, 61,9% депозитов, 58,2% кредитного портфеля приходятся на долю вышеуказанных 5 банков.
Единственным государственным банком в банковской системе является Международный Банк. 41,6% активов принадлежат Международному Банку. Этот банк контролирует 41% кредитного портфеля, 36% депозитов по стране.
Рыночная доля остальных 20 банков составляет менее 5%. Суммарно активы этих банков равны 639 миллионам манатов, а актив каждого банка в среднем примерно 32 миллионам манатов. 8,3% кредитного портфеля по стране, 2,5% депозитов приходятся на долю этих банков. В среднем, кредитный портфель каждого банка составляет 38 миллионов манат, а депозитный портфель 6,9 миллионов манат.
24) На смену монополии ведомственных инструкций пришли законы, утвержденные высшей законодательной властью – Верховным Советом. Их особенности состояли в следующем.
1. Банковские законы при всей их очевидной необходимости были приняты не сразу с начала объявленной банковской реформы. Сказалась традиция: вначале перестройка (с ограниченной информацией о том, как ее надо делать), а затем более или менее продуманная регламентация (порядок) деятельности. Известно, что перестройка банковской системы в СССР началась в 1987 г. Согласно постановлению Совета Министров СССР на базе учреждений Госбанка были образованы три новых банка – Агропромбанк, Промстройбанк и Жилсоцбанк, получившие право осуществлять разнообразные операции, включая как краткосрочное, так и долгосрочное кредитование (до этого Стройбанк осуществлял главным образом долгосрочное кредитование промышленности, краткосрочное и долгосрочное кредитование строительных организаций, в то время как учреждения Госбанка занимались преимущественно краткосрочным кредитованием основной производственной деятельности предприятий). Образование специализированных государственных банков без достаточно продуманной схемы их реорганизации, без описания юридических законов их деятельности в какой-то степени сокращало монополизм Госбанка, однако оно не привело к изменению содержания и методов банковской работы. Неудивительно поэтому, что эти маленькие министерства в лице крупных спецбанков были упразднены и на их смену пришли коммерческие и кооперативные банки.
Первые кредитные учреждения нового типа стали создаваться в 1989 г. Однако и здесь их создание не сопровождалось формированием достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции не были созданы, а старые регулирующие акты не поспевали за практикой. Разумеется, в условиях, когда предприятия действовали по принципу “все можно, что не запрещено”, создавалось поле для собственной интерпретации деятельности, разработки собственных правил ведения банковских операций.
В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно при этом то, что в те годы образовалось двоевластие законов. Дело в том, что в 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом о Госбанке СССР на территории России действовал и Закон “О Центральном банке РСФСР (Банке России) ” от 02.121990 г. Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Федерадьным законом “О банках и банковской деятельности”.
Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, по которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки – за деятельность государства.
25) В настоящем Законе используются следующие понятия:
Банк - юридическое лицо, которое осуществляет привлечение депозитов физических и юридических лиц или других возвратных средств, выдачу кредитов от своего имени и за счет своих средств, а также по поручению клиентов в совокупности переводные и расчетно-кассовые операции.
Банковская холдинговая компания - компания, имеющая один или несколько дочерних банков с банковской лицензией, деятельность которой регулируется и контролируется органами банковского регулирования страны, в которой расположен головной офис.
Дочерний банк - банк, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов акций с правом голоса принадлежат банку-учредителю или банковской холдинговой компании-учредителю, либо такой банк, в котором по договору, заключенному между ним и банком-учредителем или банковской холдинговой компанией-учредителем, банку-учредителю или банковской холдинговой компании-учредителю предоставляется возможность оказывать существенное влияние на принятие им решений.
Банковский филиал - обособленное подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, размещающееся за пределами местонахождения банка, ответственность по обязательствам которого несет сам банк, способное осуществлять всю или часть банковской деятельности, разрешенной банку.
Отделение банка - обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, размещающееся за пределами местонахождения банка, ответственность по обязательствам которого несет сам банк, привлекающее его депозиты на территории республики и/или ведущее переводные, расчетно-кассовые операции.
Представительство банка - обособленное подразделение банка, не являющееся юридическим лицом, размещающееся за пределами местонахождения банка, не имеющее права заниматься банковской деятельностью, представляющее и защищающее только его интересы.