Методы, основанные на оценке идеальности процесса
Как и в предыдущем случае, здесь применяются как статический, так и динамический подходы. В рамках статической модели идеальной считается такая структура бизнес-процесса, при которой потери в его рамках минимальны. При динамическом представлении акцент делается на изменении структуры взаимодействия процессов в рамках бизнеса, с тем чтобы получить оптимальные условия, в которых рассматриваемый процесс теоретически может достичь абсолютного максимума эффективности.
Наиболее популярные методики относятся к первому типу и базируются на различных сравнительных алгоритмах. Как правило, в качестве базового показателя выбирается объем реализации основной продукции улучшаемого процесса и принимается допущение, что все внешние факторы являются статичными и типовыми для отрасли. Тогда за «идеальный» процесс принимается процесс с лучшими для отрасли показателями затрат на единицу выхода. Иногда при этом учитываются относительная редкость компонентов и некоторые другие факторы. Данная модель особенно популярна у консультантов, специализирующихся на определенной отрасли.
Популярны также подходы на базе сравнения с альтернативным решением. Подходы к расчету эффекта от проекта повышения надежности серверного хозяйства, которые традиционно так волнуют системных администраторов и руководителей ИТ-служб, целесообразно искать именно в данном направлении. Примером может служить методика, подготовленная компанией Dell.
Несколько более изощренной является статистическая методика оценки по возвратности инвестиций (ROI), предложенная в 1998 году международной консалтинговой компанией IDC. Суть данной методики заключается в статистической оценке сроков возврата инвестиций в типовые проекты, проведенной на репрезентативной выборке предприятий. Оценка сроков производилась исходя из предположения, что повышение прибыльности компании-респондента произошло исключительно вследствие проведения одного из типовых проектов. (Позже, насколько нам известно, методика была доработана с учетом среднеотраслевого показателя роста прибыльности.) Сравнивая затем усредненные показатели ROI, можно предсказать, какое из решений быстрее приближает компанию к идеалу.
Наиболее интересным является метод, разработанный и описанный в 1997-1999 годах Игорем Холкиным. Он изложен в работе под названием «Метод анализа жизненного цикла искусственных систем и его использование для оценки эффективности внедрения автоматизированных информационно-управляющих систем» (рукопись зарегистрирована в РАО за №3869). В основе метода лежат подходы, разработанные Г. С. Альтшуллером и его последователями в рамках теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Методика Холкина позволяет с достаточной точностью оценить уровень развития искусственной системы (под которой понимается бизнес-процесс) как степень ее идеальности. При этом, используя принятую в ТРИЗ концепцию развития систем по S-образной кривой и метод анализа экспертных оценок, можно получить численное выражение степени идеальности системы.
Метод требует – и это является одной из важнейших особенностей всех «сложных» методов – предварительного описания составляющих бизнес-процессов анализируемого предприятия. Таким образом, его применение весьма трудоемко.
Квалиметрические подходы
Наиболее полно подход к измерению качественных характеристик объекта сформировался уже во второй половине XX века в рамках науки, получившей название «квалиметрия». Основной задачей квалиметрии стало измерение и построение систем автоматизированной поддержки комплексного качества продукции (TQM). Однако круг задач, попытки решения которых делаются в рамках квалиметрии, на сегодня включает:
• измерение производительности общественного труда;
• определение эффективности капитальных вложений и новой техники;
• оценку результатов производственной и хозяйственной деятельности предприятия;
• теорию и практику ценообразования.
Квалиметрический подход характерен тем, что в слово «качество» вкладываются сразу три понятия: качество как соответствие стандартам и технологическим требованиям, качество как основная характеристика продукта и качество как набор потребительских свойств. Применение комплексного подхода позволило определить понятие «качество проекта» и применить к нему весь наработанный в науке математический аппарат. Особый интерес здесь представляют статистический, экспертный и социологический методы исследования качества, аппарат которых был развит в рамках репрезентативной теории измерений – науки об обработке различного рода оценок. Одна из наиболее распространенных в мире систем мониторинга эффективности предприятия – Balanced Scorecard Collaborativ, построенная на этих принципах, позволяет увязывать стратегию предприятия с конкретными шагами по ее реализации. Последние модификации методики преодолевают огромную инерционность, свойственную более ранним вариантам, и позволяют оценивать эффективность проектов.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что вопросы оценки эффективности проектов не являются праздными. И на все случаи жизни уже разработана и опубликована своя методика.
Но надо всегда иметь в виду, что в отношении проектов, имеющих стратегическое значение, оценке подлежит не прямой результат, и даже не параметры качества проекта, а некоторый интегральный показатель, позволяющий оценить полезность результатов проекта в стратегической перспективе для выполнения стратегических же целей заказчика.
3.2. Система оценочных показателей эффективности
инноваций (нововведений)
Эффективность инноваций характеризуется системой показателей, отражающих конечные результаты реализации, а также соотношение результатов и затрат, обусловленных разработкой производством и эксплуатацией нововведений.
При оценке эффективности инноваций необходимо различать следующие показатели:
• народнохозяйственной эффективности, учитывающие конечные результаты реализации инноваций в целом по народному хозяйству, т.е. интегральный эффект инноваций у разработчиков, производителей, потребителей и бюджета»
• производственной (или оперативной), финансовой ^ инвестиционной эффективности, учитывающие конечные результаты реализации инноваций у каждого из участников инновационного процесса;
• бюджетной эффективности, учитывающие финансовые последствия осуществления инноваций для федерального регионального и местного бюджетов.