Этапы проведения финансового анализа.
ЛЕКЦИЯ №1
Цели и содержание финансового анализа
Цель и виды финансового анализа.
Финансовый анализ – способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера.
Цели финансового анализа:
· Оценка финансового состояния и финансовых результатов прошлой деятельности предприятия;
· Оценка финансового состояния и финансовых результатов настоящей текущей деятельности предприятия;
· Прогноз финансовых результатов на будущее.
Виды финансового анализа:
1) Внешний финансовый анализ.
Внешний финансовый анализ проводится за пределами предприятия всеми заинтересованными лицами. В качестве источника информации является публичная и бухгалтерская отчетность, которая не является коммерческой тайной. Методика финансового анализа разработана хорошо. Результаты финансового анализа носят открытый характер.
2) Внутренний финансовый анализ.
Внутренний финансовый анализ проводится внутри предприятия его аналитиками. В качестве источника информации используется любая информация, находящаяся внутри предприятия. Методика финансового анализа разработана недостаточно хорошо и результаты анализа ориентированы на руководство предприятия.
Бухгалтерская отчетность как основная информационная база для анализа пользователей бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерская отчетность - основной источник для анализа, а для внешнего анализа это порой и единственный анализ.
Состав бухгалтерской отчетности включает:
· бухгалтерский баланс формой №1;
· отчет о прибылях и убытках формой №2;
· отчет о движении капитала;
· отчет о движении денежных средств;
· приложение к бухгалтерскому балансу;
· пояснительная записка;
· аудиторское заключение.
Пользователи бухгалтерской отчетности делятся на:
1) Внутренние пользователи- аналитики предприятия, менеджеры, руководство предприятия.
2) Внешние пользователи:
· пользователи, которые непосредственно заинтересованы в деятельности предприятия (акционеры, взаимодавцы, поставщики, покупатели, рабочие, служащие);
· пользователи, которые опосредовательно заинтересованы в деятельности предприятия, они обычно защищают интересы первой группы (аудиторские фирмы, биржи ценных бумаг, профсоюзы, пресса).
Типы моделей, используемых в финансовом анализе.
В финансовом анализе используют три типа моделей:
1) Дискрептивные модели- модели описательного характера, их используют для оценки финансового состояния предприятия в настоящей и прошлой деятельности.
Эти модели включают в себя :
ü представление бух. отчетности в различных для анализа разрезах, то есть построение уплотненных балансов.
Пример.
Актив баланса : 1 раздел- иммобилизованные средства; 2 раздел- мобильные средства;
Пассив баланса: собственный капитал и заемный капитал.
ü горизонтальный анализ отчетности – это сравнение любой позиции отчетности с предшествующим периодом;
ü вертикальный анализ отчетности- это определение структуры итоговых финансовых показателей;
ü использование аналитических коэффициентов (финансовых)- это один из ведущих элементов анализа.
Аналитические коэффициенты- соотношения между позициями отчетности.
2) Предикативные модели- модели предсказательного характера, они используются для оценки финансового состояния финансовой деятельности предприятия в прогнозах будущих доходов предприятия.
Например, расчет критической точки объема продаж или модели предсказания банкротства.
3) Нормативные модели - в основном используются во внутреннем финансовом анализе. Они позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми результатами деятельности предприятия.
Этапы проведения финансового анализа.
В зависимости от поставленных целей различают:
1) Экспресс-анализ (предварительный)
2) Детализированный (углубленный) анализ.
Экспресс-анализ.
Цель:
ü дать общую оценку имущественному состоянию предприятия;
ü изучить объем и структуру привлекаемых источников;
ü оценить ликвидность, финансовую устойчивость предприятия;
ü определить основные тенденции их изменения.
Он проводится в три этапа:
На первом этапе визуальная и простейшая счетная проверка показателей отчетности и увязка показателей, отраженных в различных формах отчетности.
На втором этапе устанавливается характер изменений, которые произошли в отчетном периоде в составе имущества предприятия и источниках формирования имущества.
На третьем этапе рассчитывают финансовые коэффициенты. Набор финансовых коэффициентов определяется самим аналитиком.
Рекомендуется:
ü показатели ликвидности и платежеспособности;
ü финансовой устойчивости;
ü доходности или рентабельности.
Детализированный анализ
Цель:
ü дает более подробную характеристику имущественного и финансового состояния предприятия;
ü позволяет оценить финансовые результаты его деятельности и дать прогноз на его перспективу.