Государственные и муниципальные финансы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.
Государственные и муниципальные финансы— это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.
Финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.
Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ. Состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ(Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ. Включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территориальные государственные внебюджетные фонды(Территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Муниципальные финансы состоят из местных бюджетов.
Доходы бюджетов:
Формирование федерального и регионального бюджета, бюджета муниципальных образований осуществляется посредством мобилизации следующих видов доходов:
1. налоговых доходов (налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты);
2. неналоговых доходов (доходы от использования имущества или от деятельности организаций, находящихся в собственности органов власти, административные платежи и сборы; штрафные санкции; доходы от внешнеэкономической деятельности - только в федеральный бюджет);
3. безвозмездных перечислений (от различных организаций, из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и т.д.).
Доходыгосударственных итерриториальных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет:
1. обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (взносы во внебюджетные фонды, другие страховых взносов и др.);
2. средств федерального бюджета;
3. добровольных взносов физических и юридических лиц;
4. доходов от размещения временно свободных средств фондов и др.
Расходы бюджетов:
Расходы бюджетов можно классифицировать:
1. в зависимости от экономического содержания расходов:
1. текущие расходы бюджета— бюджетные средства, направляемые на обеспечение деятельности органов власти, функционирование бюджетных учреждений, государственную поддержку отраслей экономики, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ;
2. капитальные расходы— бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства (новые объекты, приобретение оборудования), инвестиции в действующие и вновь создаваемы предприятия, создание государственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нематериальных активов;
3. расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также государственных кредитов - бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.