Творчество А.С. Сорокина. Повесть «Хохот Желтого дьявола» и ее антивоенная направленность
В творчестве Сорокина особое место занимают рассказы о казахах. Павлодарец Сорокин с детства знал казахский быт, но не так хорошо, как иногда считают. Ошибки в его первых «казахских» рассказах нередки. Так, к примеру, в «Печальных песнях Ачара» он пишет о некоем Туянбае: «Шесть было жен у него молодых», не зная, что как правоверный Туянбай не мог иметь больше четырех жен. С переездом в Омск интерес Сорокина к жизни степи возрос. В Омске жило немало казахов - и грузчиков в порту, и студентов учительской семинарии, и представителей национальной интеллигенции. Сорокин хорошо знал многих омских казахов. В дальнейшие свои приезды в Павлодар и его окрестности Антон Семенович интересовался жизнью казахов.
Герой рассказа «Запах родины» обращается к сыну, давно покинувшему степь: «Не стоит уж наш аул на берегу озера Темир-Туз и не узнаешь места, где провел свою юность. Там стоит деревня крестьян. Пришли люди неизвестно откуда и косят наш покос, траву сочную, зеленую, а наш скот стоит на солончаке... Беднеть стали, да могил в степи стало больше... Тесно станет в степи...». Весь рассказ - монолог, устный или реальный или лишь мысленный, старика-отца, адресованный сыну. Отцу хотелось бы вернуть его в аул, с ехидной горечью сравнивает он прошлую аульную жизнь молодого казаха с его нынешней городской: «И вот посмотрите на моего ученого сына... И расскажу я его жизнь: сидит ои целый день в душной комнате, считает на счетах деньги, которых не видел и в руках не держал, и записывает в большой книге. А вечером идет по улицам большого города домой и обедает, а потом идет в гости, пьет вино и играет в карты. А потом, шатаясь из стороны в сторону, ночью приходит. Жены нет дома... И ложится он один в холодную постель, а когда поют петухи, приходит жена. Как султаншу, провожают ее три-четыре мужчины. Вот какая веселая жизнь у моего сына». Монолог старика-казаха проникнут бознадежностью: сын в степь не вернется, да и степь уже не та.
О трагедии аула, оставленного один на один с ужасной бедой, - рассказ «Страшный танец кутерме». В нем взят неожиданный ракурс: рассказчиком выступает антрепренер маленькой провинциальной труппы, скитающейся по степным городкам, человек недалекий и лишенный всякой щепетильности, но не злой. Во время скитаний в буран труппа натыкается на казахский аул, потерявший весь скот, стоящий на пороге голодной смерти. «Проклинал я прежде жизнь актерскую, а как увидел, что там у них в ауле делается, так сказал: смотрите, артисты, вы вечно озлоблены и проклинаете жизнь, вот где действительное горе... Я узнал, что в этой местности джут. Джут, надо вам сказать, скверная штука... Степь покрывается льдом, скотина бьет ногами этот лед и не может достать травы: поголодав, падает и не может встать... В том ауле, куда мы приехали, пропали уже все лошади, пропали бараны, коровы, верблюды». Рассказчик слушает страшную песнь отчаянья, которую поет голодный аул. Он искренне сочувствует несчастным людям, но своим антрепренерским умом тут же прикидывает: эффектное зрелище! «Вот что нужно этому чудовищу, публике, вот чего она ищет в театре... Чего ищет в театре публика? Она идет насладиться смехом, красотой - или видеть такое страдание, чтобы почувствовать свое мещанское счастье. Идет, чтобы сказать: вот как страдают люди, а я, слава богу, нет». Антрепренер привозит аулчан в город и устраивает представление. «Раздвинулся занавес, и на сцене лежала настоящая голодная лошадь, а оборванные киргизы начали песню - песню жалобы, песню слез, песню отчаянья. И начиналась эта песня так: «Душно нам стало в степи: земли не хватает, скотина у нас умирает, весь скот у нас скоро будет кутерме, скоро мы сами будем кутерме. Кто нас тогда будет поднимать?». Спектакль имеет огромный успех, зрелище подлинного горя потрясает даже павлодарских, но власти не могут допустить правды на сцене. Антрепренера с его несчастными «артистами» в двадцать четыре часа выселяют из города...
Итак, антивоенная повесть «Хохот Жёлтого Дьявола» является вершиной творчества А. Сорокина. Она впервые была опубликована в газете «Омский вестник» в 1914 году, в самый канун первой мировой войны. Еф. Беленький справедливо считает литературными учителями Антона Сорокина разных художников, таких как Леонид Андреев и Максим Горький. Это отразилось, прежде всего, в названии произведения Сорокина - антивоенного романа «Хохот желтого дьявола». Название восходит к «Городу желтого дьявола» М. Горького и к «Красному смеху» Л. Андреева. От Андреева у омского писателя любовь к предельно обобщенным, «сформулированным» образам - символам, своеобразный «антибытовизм», стремление к «библейскому», проповедническому ритму прозы. Но в отличии от Андреева Сорокин твердо верит во все могущество человеческой мысли, считает ее величайшей ценностью в мире, и тут он последователь Горького. Иногда в своих рассказах Сорокин почти цитирует Горького. Например, «Песни Джеменея» кончаются словами: «А о смерти Джеменея сказки расскажут и песни споют».
Повесть, иногда ее называют романом, печаталась с продолжением, отдельными фельетонами, издатели смотрели на нее как на полубульварное чтиво, способное помочь привлечению новых подписчиков. Они спохватились только после объявления войны, когда действительность стала повторять вымысел писателя. Произведение допечатывалось с большими купюрами. Впоследствии Антон Сорокин называл «Хохот желтого дьявола» своим шедевром, и он имел право гордиться своим произведением, несмотря на его художественное несовершенство. Трудно назвать в русской и мировой литературе писателя, который сумел бы в этот исторический момент так прозорливо заглянуть в ближайшее историческое будущее, как это сделал Сорокин. Он показал Землю, охваченную пламенем, показал ужас и размах войны двадцатого столетия. Он прямо указал и на то, что войну несет «Желтый дьявол», несет капитализм. Произведение ведется от имени одного из участников и руководителей войны, некоего полковника. После победы вчерашние союзники ссорятся между собой, назревает новый конфликт. Полковник едет в Париж к всемирно знаменитому банкиру Дацарио организовывать заем для продолжения войны. Дацарио демонстрирует полковнику всемогущество золота: «Он подошел к окну, раскрыл его и показал рукой - смотрите. И я посмотрел с пятого этажа. На большой улице копошились люди, как муравьи и быстро неслись автомобили, трамваи, мчались на велосипедах. Банкир сказал:
- Это они воюют за право жить. Война без выстрелов, но есть раненые и убитые. Посмотрите, на окраинах города апаши и хулиганы - это выбитые из строя. Вот посмотрите - статьи в газетах, тут написано: нашей стране нужно вооружиться, так как соседние державы сделали крупные заказы на пушки, пулеметы и броненосцы. По достоверным сведениям соседняя держава спешно готовится к войне. Все эти статьи оплачивает известный пушечно-литейный завод для того, чтобы иметь больше заказов, вовлекая в войну, которая рано или поздно, но благодаря этому за воду произойдет между двумя могущественными державами».
Иркутский литературовед В. Трушкин в книге «Литературная Сибирь первых лет революции» отмечал: «Это был откровенный и резкий протест писателя против жестокой бессмыслицы войны, затеваемой маленькими тщеславными полковниками на иностранные займы. Сатира Сорокина метила далеко. Герой его «Желтого дьявола» в сознании читателя невольно ассоциировался с коронованным полковником - последним самодержцем Николаем II, щедро бравшим займы у французских банкиров для расправы в первую очередь с непокорными подданными».
«Хохот желтого дьявола» Сорокин считал своей общественной заслугой и, как всегда, гиперболически верил во всемогущество печатного слова. Писатель сам сшивал вырезки из «Омского вестника» и рассылал их всюду, куда мог. Он наивно надеялся, что, может быть, его предостережение еще остановит войну.
Именно за «Хохот» Сорокин добивался Нобелевской премии - он претендовал не на литературную премию, а на так называемую премию мира, присуждавшуюся за антивоенную деятельность. Нобелевская премия ему нужна была для рекламы, в данном случае вернее - пропаганды своего романа-предостережения. Этой же цели служило и «самоубийство» Сорокина, которое имело место быть в первые месяцы войны. Не случайно оно «произошло» над немецким городом Гамбургом. Этим фантастическим способом писатель выражал свой протест против начавшейся войны. Опубликованный в «Огоньке» и «Синем журнале» так сказать автонекролог Сорокина сильно повредил его репутации, потому что окончательно убедил многих окружающих, что перед ними безумец или авантюрист. Однако редакции, действительно, с ходу заинтересовались его рукописями. Но продолжалось это недолго, и как только выяснилось, что Антон Сорокин жив, интерес к нему пропал.