Гуманистическая направленность литературы конец 19-начало 20 века о детях и для детей. Творчество а. П. Чехова, а. Блока, с. Есенин

Анто́н па́влович че́хов (17 января 1860, таганрог, екатеринославская губерния— 2 июля 1904, баденвайлер) — выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик императорской академии наук по разряду изящной словесности (1900—1902). Является общепризнанным классиком мировой литературы.

В драматургии чехова, вопреки всем традициям, события отводятся на периферию как кратковременная частность, а обычное, ровное, ежедневно повторяющееся, для всех привычное составляет главный массив всего содержания пьесы. Практически все пьесы чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Нередко чехов использует так называемые «случайные» реплики персонажей.[12] при этом диалог непрерывно рвётся, ломается и путается в каких-то совсем посторонних и ненужных мелочах. Однако подобные диалоги и реплики в общем сценическом контексте у чехова осуществляют своё назначение не прямым предметным смыслом своего содержания, а тем жизненным самочувствием, какое в них проявляется.

Чехов создал новые ходы в литературе, сильно повлияв на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приёма под названием «поток сознания». . Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Именно чехов в своих рассказах впервые в русской литературе ярко продемонстрировал образ провинциального обывателя, лишенного всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений, потребности действия. Чехов, как никто другой, показал, насколько опасным для личности и для общества является такое социальное явление, как обывательщина.

Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью.

Все творчество а.п. Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов.

Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («жизнь прекрасна», «смерть чиновника», «руководство для желающих жениться» и др.). Поздний чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. А.п. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя россии, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость («человек в футляре», «дом с мезанином», «палата № 6»). Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе а.п. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной чехову действительности.

Алекса́ндр алекса́ндрович блок (16 ноября 1880, санкт-петербург, российская империя — 7 августа 1921, петроград, рсфср) — русский поэт.

Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы xix в – и как зачинатель новой русской поэзии xx в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества блока. Однако в этой многогранной картине особо значимо та литературная среда блока, которую он сам для себя считал более органичной и разрыв с которой на определенном этапе своей творческой эволюции был основным событием его духовного развития. Нет сомнений, что таким литературным направлением для блока был символизм, а такой средой – символистская. Принадлежность блока к символизму так же очевидна, как и рано родившееся у него стремление «преодолеть» символизм.

Лирика блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту ее особенность указывал и сам блок.

В творчестве а.блока тема родины обретает особое звучание . Родина – древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так как они рассеяны по матушке земле. Родине суждено быть некогда покинутой, как матери, когда сын её, человек вырастает до звёзд и найдёт себе невесту. Эту обречённость на покинутость мы всегда видим в больших материнских глазах родины, всегда печальных, даже тогда, когда она тихо радуется. Не родина оставит человека, а человек родину. Мы ещё дети и не знаем сроков, только читаем их по звёздам; однако читаем уже, что близко время, когда границы сотрутся и родной станет вся земля, а потом и не одна земля, а бесконечная вселенная, только мало крыльев из полотна и стали некогда крылья духа понесут нас в объятия вечности в ранней поэзии а.блока тема россии не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. Особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи. До революции музыкальность стихов блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен.

творчество сергея есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

в нашу литературу сергей есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях сергея есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей есенин прежде всего - певец руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции пушкина, некрасова, блока.

даже в любовной лирике есенина тема любви сливается с темой родины. Автор "персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая россия.

Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу.

есенинский образ возникает на основе ощущения окружающего мира.

В духовном облике в поэзии есенина ослепительно выявились черты народа — его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — есенина с русскими крестьянами.

Природа у есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она — любимый герой поэта. Она все пора влечет есенина к себе.

В поэзии есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «москва кабацкая». Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности.

Вопрос 31

Наши рекомендации