Международная торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами.
Международная торговля. Теории международной торговли
Сущность международной торговли
Одной из основных и самой ранней формой мировых экономических связей была международная торговля, которая в 20 в. стала основой формирования мирового рынка.
Международная торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами.
Мировой рынок - это единая и целостная система торговых и финансово-экономических связей между всеми нац.хозяйствами. На мировом рынке формируются и действуют мировые цены, уровень которых предопределяется действием 3 основных законов всякого рынка:
закона стоимости - производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда.
закона спроса и предложения - зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
закона конкуренции – обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности.
Экспорт и импорт: международная торговля включает в себя 2 взаимосвязанных процесса: экспорт(вывоз) и импорт (ввоз). Общая величина экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот. В цену экспорта входят затраты продавца по доставке, погрузке. В цену импорта включается цена самого товара, затраты на транспортировку и страхование товара.
Чистый экспорт - разность между экспортом и импортом применительно к данной конкретной стране. Чистый экспорт м.б. величиной положительной или отрицательной. Положительный чистый экспорт ведет к росту ВНП. Отрицательный ВНП сокращает.
Мультипликативный эффект - экспортные заказы увеличивают выпуск продукции, которые выполняют заказ. Импорт, напротив, сокращает внутреннюю покупательную способность. Через определенное время действие мультипликатора затухает. Макроэкономическое соотношение между спросом и предложением постепенно приходит в равновесие. В конечном счёте реальный эффект (или реальные потери), который приносит внешняя торговля, отражает платежный баланс страны.
Платежный баланс страны - это соотношение платежей за границу и поступлений из-за границы за определенный период времени. Если поступления превышают платежи, то платежный баланс данной страны активен; если сальдо этих платежей и поступлений отрицательное, - баланс пассивен.
Протекционизм и либерализм
Одним из важных аспектов проблемы международной торговли является вопрос о том, в какой мере участие страны в мировых экономических связях отвечает национальным интересам этой страны.По данному вопросу во внешнеэкономической политике существуют две тенденции: протекционизм и либерализм.
Протекционизм представляет собой такую политику государства, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкурентов и в то же время поощряет захват внешних рынков. Классическим инструментом является таможенная пошлина - налог, который взимается при пересечении товаром таможенной границы и который, повышает цену импортируемого (иногда экспортируемого) товара. Политика жесткого протекционизма ведет к сокращению внешней торговли и может привести страну к самоизоляции.
Либерализации – гос-тво ставит цель открыть внутренний рынок для ин-х товаров, капитала и рабочей силы, с тем чтобы усилить конкуренцию на внутреннем рынке.
В реальной жизни современные государства сочетают и либерализм и протекционизм, используя для реализации этих конкретных целей самые различные инструменты: лицензии, квоты, пошлины, стандарты, маркировка, упаковка. Широко используются в мировой практике экономические зоны свободной торговли.
Теории международной торговли
А. Смит -экономическая выгода от экспорта определяется тем, что страна вывозит продукцию, издержки производства которой ниже мировых, при импорте приобретаются товары, которые экономически невыгодно производить внутри страны. Нет смысла покупать более дорогие товары в стране, где их производство обходится дороже.
Д. Рикардо -торговля между странами может быть выгодной и при наличии абсолютных преимуществ одной страны перед другой при производстве всех товаров. При международной торговле та страна получит выигрыш, которая откажется от производства менее эффективного товара в пользу более эффективного.
Хекшер и Олин: создалитеорию соотношения факторов производства: распределение материальных и людских ресурсов по странам мира неравномерно, в связи с этим национальные цены на товары различны; происходит выравнивание цен факторов производства через механизм перелива капитала, в результате происходит выравнивание уровней развития отраслей, имеющих изобильные ресурсы, и отраслей, имеющих редкие ограниченные ресурсы.
Модель технол-го разрыва -страна, в которой появляются технические новшества, получает сравнительное преимущество, ибо она начинает производить товары с меньшими издержками.
Внешняя торговля России: ее особенности: В структуре российского экспорта преобладают сырьевые товары, плоть российских недр земли. В структуре импорта - продовольственные товары. Цены по целому ряду товаров на внутреннем рынке оказались выше мировых цен, и поэтому при реализации товаров на внутреннем рынке рентабельность могла бы превышать рентабельность экспорта. ЦБ РФ
ЦБ РФ - за январь-февраль 2010 года внешнеторговый оборот увеличился по сравнению с январем-февралем 2009 года на 41%. Объем экспорта за 2 месяца 2010 года на 60,2% больше, чем за янв, февр. 09г. Объем импорта вырос на 11,7% |