Политика управления оборотными активами предприятия.
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам.
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия. На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов — запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов. На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их сумме. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона. На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивны. Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей. Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. 3. Оптимизация объема оборотных активов. На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. На втором этапе на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. 6. Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов. 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.
66) Политика управления дебиторской задолженностью и денежными средствами предприятия.
Дебиторы — юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием. Увеличение дебиторской задолженности, опережающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. Наиболее эффективным является такое кредитование покупателей предприятия, при котором максимизируются чистые денежные поступления, компенсирующие риск вследствие отсрочки платежа. Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;- периодический пересмотр предельной суммы кредита;- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;- использование современных форм рефинансирования задолженности;- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком. Целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее размера и структуры, а также стимулирование объема продаж за счет использования эффективной кредитной политики. кредитная политика – это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки. Ключевыми категориями, связанными с управлением денежными средствами, являются остаток денежных средств и денежный оборот предприятия. Остаток денежных средств — это временно свободные денежные средства на счетах и в кассе предприятия; наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает текущую платежеспособность предприятия, а следовательно, и свободу выбора действий. Под денежным оборотом понимается разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период времени.
67) Управление текущими издержками предприятия.- совокупность материальных и трудовых затрат на изготовление продукции. Включают заработную плату основных производственных рабочих, сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, амортизацию, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, топливо и т.п.
управление затратами – это процесс, включающий управленческие действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами. Информация о затратах используется для разработки стратегии развития, направленной на достижение устойчивого преимущества перед конкурентами. Управление себестоимостью продукции: 1)прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции; 2)выявление резервов снижения затрат на производство продукции; 3)нормирование затрат и др. Некоторые затраты можно прямо и непосредственно отнести на конкретный вид продукции или объект затрат- прямые затраты., и косвенные затраты(нельзя прямо отнести на конкретную продукцию). К прямым материальным затратам относятся сырье и основные материалы, которые становятся частью готовой продукции, а их стоимость прямо и непосредственно переносится на конкретное изделие, К косвенным расходам относятся общепроизводственные накладные расходы, которые представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид готовой продукции.Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара. Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.