Функции национального фонда рк

Государственные фонды фи­нансовых ресурсов, формируемые за счет «избыточных» (по отноше­нию к определенному национальным законодательством уровню) или до­полнительных (в случае более высо­ких цен на экспортные товары) до­ходов бюджета, поступлений от эк­спорта природных ресурсов, услов­но можно разделить на три типа:

1) Стабилизационные фонды (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Ку­вейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

2) Фонды будущих поколений (Альберта, Аляска, Кирибати, Ку­вейт, Оман, Папуа - Новая Гвинея);

3) Бюджетные резервные фонды (Гонконг, Сингапур, Эстония, ЮАР).

Зарубежный опыт создания стабилизационных фондов:

в Чили создан медный стабилизацион­ный фонд в 1985 г.,

в Нигерии Нефтяной трастовый фонд (Petroleum Trust Fund) - в 1995 году,

в Норвегии - Норвежский Госу­дарственный нефтяной фонд в 1990 году,

в Колумбии - нефтяной Стабили­зационный Фонд (Oil Stabilization Fund) в 1993 г.,

Условием поступления средств в Фонд является достижение профи­цита государственного бюджета, что, в свою очередь, определяется уровнем цен на нефть и величиной дефицита бюджета при исключении доходов бюджета от нефтяной от­расли.

Национальный фонд Республики Казахстан - активы госу­дарства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства
Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.

Национальный фонд Республики Казахстан предназначен для обеспечения
стабильного социально-экономического развития государства, накопления финан­совых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, сниже­ния зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Функции Национального фонда Республики Казахстан:

1)сберегательная;

2)стабилизационная.

Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов.

Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Стабилизационный портфель необходим для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда. Основное предназначение сберегательного портфеля - обеспечение доходности активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.

Тема 8. Государственные внебюджетные фонды

  1. Понятие внебюджетных фондов
  2. НПФ
  3. Государственный фонд социального страхования
  4. Цели, задачи Инвестиционного фонда Казахстана
  5. Основные задачи и функцииИнновационного фонда Республики Казахстан.

6. Фонд развития малого предпринимательства

7. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства»

Понятие внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресур­сов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирова­ния.

Социальные внебюджетные фонды: Государственный накопительный пенсионный фонд; НПФ, Фонд государственного социального страхования

Внебюджетные фонды экономического назначения: Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд.

НПФ

Сейчас рынок пенсионных услуг представлен 15 накопительными пенсионными фондами, в их числе 12 открытых накопительных фондов, 2 корпоративных фонда и Государственный накопительный пенсионный фонд. Во всех областях республики действуют более 60 филиалов и представительств и свыше 130 агентских пунктов.

Виды накопительных пенсионных фондов:

1) открытые;

2) корпоративные.

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами, осуществляет инвестирование пенсионных активов в следующем порядке:

1) государственные ценные бумаги Республики Казахстан (включая эмитированные в соответствии с законодательством других государств), за исключением ценных бумаг, выпущенных местными исполнительными органами Республики Казахстан - не менее 25%;

2) государственные ценные бумаги Республики Казахстан, выпущенные местными исполнительными органами (в том числе эмитированные в соответствии с законодательством других государств), при условии, что данные ценные бумаги допущены к обращению в торговых системах организатора торгов и разрешены государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и контроль отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг (далее - уполномоченным органом) к приобретению за счет пенсионных активов, - не более 5%;

3) во вклады в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в банках второго уровня - не более 15%;

4) ценные бумаги иностранных государств, негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов и паи инвестиционных фондов, ценные бумаги международных финансовых организаций - не более 40%, в том числе:

5) ипотечные облигации организаций Республики Казахстан, включенные в официальный список организатора торгов, - не более 20%;

6) включенные в официальный список организатора торгов по категории "А" иные, помимо ипотечных облигаций, негосударственные эмиссионные ценные бумаги организаций Республики Казахстан, выпущенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, - не более 50%;

7) облигации ЗАО "Банк Развития Казахстана" - не более 15%;

8) аффинированные драгоценные металлы, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов (London bullion market association) и обозначенным в документах данной ассоциации как стандарт "Лондонская качественная поставка" ("London good delivery") - не более 5%.

Организация вправе приобретать ценные бумаги, эмитированные следующими международными финансовыми организациями:

1) Международным банком реконструкции и развития;

2) Европейским банком реконструкции и развития;

3) Межамериканским банком развития;

4) Банком международных расчетов;

5) Азиатским банком развития;

6) Африканским банком развития;

7) Международной финансовой корпорацией (The International Finance Corporation);

8) Исламским банком развития;

9) Европейским инвестиционным банком.

Основными условиями обеспечения сохранности пенсионных накоплений являются:

1) лицензирования деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат;

2) лицензирования деятельности организации, осуществляющей управление пенсионными активами по инвестиционному управлению пенсионными активами;

3) лицензирования кастодиальной деятельности банков второго уровня;

4) установления пруденциальных нормативов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, и накопительных пенсионных фондов;

5) регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов путем установления соответствующих норм и лимитов, обеспечивающих их финансовую устойчивость;

6) установления требований к учредителям, руководящим работникам и специалистам накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами, а также к размеру и составу их уставного капитала;

7) установления требования хранения накопительными пенсионными фондами денег и ценных бумаг исключительно в банке-кастодиане, не аффилиированном с накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;

8) размещения пенсионных активов на депозиты в банках, не являющихся аффилиированными лицами по отношению друг к другу и банку-кастодиану;

9) ведения раздельного учета собственных средств и пенсионных активов накопительных пенсионных фондов, а также установления контроля за их целевым размещением;

10) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении пенсионных активов;

11) введения ограничений на размеры комиссионных вознаграждений, получаемых накопительными пенсионными фондами;

12) обязательности ежегодного проведения аудиторских проверок годовых финансовых отчетов накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;

13) регулярной финансовой и статистической отчетности накопительных пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами перед соответствующими государственными органами в установленном законодательством порядке;

14) предоставления вкладчику и получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год;

15) предоставления получателю возможности переводить свои пенсионные накопления из одного пенсионного фонда в другой, но не чаще двух раз в год;

16) добровольного страхования пенсионных накоплений в полном объеме или частично, по выбору получателя;

17) создания системы страхования пенсионных активов.

Наши рекомендации