Принципы построения налогообложения

Сущность и значение налогов.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

1. Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

2. Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны – по поводу формирования государственных доходов.

Налог – обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств у налогоплательщиков, принадлежащих им на праве собственности или хозяйственного ведения в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Сбор – обязательный целевой взнос с налогоплательщиков, уплата которого является одним из условий совершения гос. органами юридически значимых действий в интересах налогоплательщика.

Пошлина – разновидность сбора или платеж за услугу общественного характера.

Сборы могут быть:

1. Регистрационные.

2. Лицензионные.

3. Сборы за использование символики.

Пошлина может быть:

1. Государственная.

2. Таможенная.

Отличительные свойства:

1. Обязательный характер (законодательный характер). Именно закон определяет, кто обязан уплачивать налог, по какой ставке и в какие сроки.

2. Безэквивалентный характер.

3. Безвозвратный характер.

4. Смена собственности.

5. Целевой характер.

6. Императивность (властвование).

Классификация налогов.

Классификация – системная группировка налогов по различным признакам.

1. По способу изъятия:

· прямые (взимаются в процессе формирования и накопления дохода);

· косвенные (взимаются в процессе расходования, потребления материальных благ – возникает 3-е лицо (носитель налога) с которым государство в отношения не вступает). К косвенным налогам относят: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на рекламу.

2. По уровню органов управления:

· Федеральные налоги:

― НДС;

― Акцизы;

― Налог на прибыль;

― ЕСН;

― НДФЛ;

― Налог на добычу полезных ископаемых;

― Экологический налог;

― Налог на доходы от капитала;

― Государственная пошлина;

― Ресурсные платежи;

― Налог на операции с ценными бумагами;

― Различные сборы.

· Региональные налоги:

― Налог на имущество;

― Налог на недвижимость;

― Налог на игорный бизнес;

― Дорожный налог;

― Транспортный налог;

― Региональные сборы.

· Местные налоги:

― Налог на имущество физ. лиц;

― Земельный налог;

― Налог на рекламу;

― Налог на наследование или дарение;

― Сборы (на содержание милиции, образовательных учреждений и других нужд).

С 01. 01.2005:

1. Федеральные налоги (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, лесной налог, сборы за пользование животным миром, гос. пошлины).

2. Региональные налоги (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог).

3. Местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

3. По уровню регулирования бюджетной системы:

· закрепленные налоги (собственные), зачисляются в бюджет соответствующего уровня в полном объеме (налог на рекламу, транспортный налог);

· регулирующие налоги (долевые) зачисляются в % размере (налог на прибыль = 24% - в ФБ – 5%, в РБ – 17%, в МБ – 2%. С 01.01.2005 в ФБ – 6,5%, в РБ – 17,5%, в МБ – 0%).

4. По источнику покрытия (погашения):

· налоги, включенные в стоимость товаров (все косвенные налоги);

· налоги, включенные в стоимость работ, услуг (признаются расходами: ЕСН, транспортный налог, на природные ресурсы);

· налоги, относимые на финансовый результат (внереализационные расходы: налог на имущество организации, на рекламу, местные целевые сборы);

· налоги, покрываемые за счет собственных средств предприятия (чистой прибыли: налог на прибыль, НДФЛ).

Функции налогов.

1. Фискальная функция. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства.

2. Экономическая функция означает, что налоги оказывают серьезное влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Принято выделять также такие функции налогов как:

1. Распределительная функция выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.

2. Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, с/х назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

3. Социальная функция проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные внебюджетные фонды непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

4. Воспроизводственная функция предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относят: земельный, плата за пользование водными объектами, плата за загрязнение окружающей среды, налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

5. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

Принципы построения налогообложения.

1. Принцип равенства (обязательности, справедливости).

2. Экономичность.

3. Налоговый федерализм.

4. Принцип стабильности.

5. Принцип подвижности налогообложения.

6. Принцип льготности.

7. Принцип срочности.

8. Принцип достаточности (доля изъятия доходов и накоплений должна быть разумной, достаточной для удовлетворения потребностей государства и для учета интересов налогоплательщиков).

9. Принцип единства (единые требования при изъятии налоговых платежей, т.е. единая система отчетности и контроля).

10. Принцип целесообразности.

11. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику.

12. Принцип однократности.

Элементы налога.

Элемент – то, что отражает социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки и особенности.

Элементы налога:

1. Субъект налога – физ. и юрид. лица, на которых лежит обязанность уплачивать налог. Субъектами могут быть как резиденты, так и нерезиденты.

2. Объект налога – имущество или доход, действие или событие которые облагаются налогом (з/п, прибыль, земля, движимое и недвижимое имущество).

Предмет налога – то, что определяет признаки фактического характера для объекта (земельный участок – предмет, собственность на землю – объект).

3. Налоговая база – стоимостная оценка объекта налогообложения.

4. Ставка налога – размер налога на единицу налогообложения.

Ставки могут быть:

· твердые;

· адвалорные (в %);

· смешанные.

В зависимости от величины ставки к доходу:

· регрессивные (при росте дохода снижается сумма налога - ЕСН);

· пропорциональные (устанавливается в % - НДФЛ – 13%);

· прогрессивные (с ростом дохода растет сумма налога – налог на имущество физ. лиц).

5. Льгота – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы могут быть:

· на уменьшение облагаемой базы;

· на уменьшение ставки;

· с предоставлением отсрочки платежа (от 1до 6 месяцев);

· с предоставлением рассрочки платежа (от 1 до 6 месяцев);

· полная отмена;

· налоговые «каникулы»;

· налоговый кредит (от 3 месяцев до 1 года).

Льготы устанавливаются только отдельным категориям плательщиков.

6. Срок уплаты налога – календарная дата или период времени в течение которого субъект рассчитывается по налоговым обязательствам.

Наши рекомендации