Эволюция содержания и понятий кризис-менеджмента

Кризис-менеджмент как живая и чрезвычайно востребованная практика развивается постоянно. К настоящему времени эволюцию кризис-менеджмента никак нельзя считать завершенной, но ее уже можно систематизировать.

· Первый тип - менеджмент чрезвычайный, понимаемый как выход из неожиданной кризисной ситуации. Возможность успешного решения этой проблемы зависела от того, насколько глубок кризис, каковы перспективы привлечения дополнительных финансовых или административных ресурсов, устойчив ли к стрессу и какими организаторскими способностями обладает руководитель организации, знает ли он методы кризис-менеджмента и умеет ли применять их на практике.

· Второй этап - стали появлятьсяэлементы профилактики (сродни диспансеризации в медицине), основанные на том понимании, что кризис легче предотвратить, чем преодолеть. Оказалось, что даже если кризис нельзя точно предсказать, к нему можно заблаговременно подготовиться, и кризис-менеджмент начал включать в себя такие мероприятия, как предвидение опасности кризиса, анализ симптомов кризиса, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Типы кризис-менеджмента в широком и узком смыслах продуктивно дифференцировать по характеру антикризисного управления. Характер антикризисного управления должен соответствовать фазе (фазам, стадиям) кризиса, которых они насчитывают четыре: Первая - снижение рентабельности, Вторая - убыточность производства, Третья - истощение или отсутствие резервных фондов, Четвертая - неплатежеспособность.

На первых двух фазах - антикризисное управление в широком смысле, а вот третья и четвертая фазы - антикризисное управление в узком смысле.

23. Чрезвычайный кризис-менеджмент – сущность и особенности

Сущность: "Кризисный менеджмент – это скоординированные действия, направленные на предотвращение развития кризиса, ослабление остроты кризиса и устранение его негативных последствий".

Обладает некоторыми специфическими чертами:

    • Объектом чрезвычайного кризис-менеджмента является сам кризисный процесс.
    • Субъектами чрезвычайного кризисного менеджмента всегда являются люди, принимающие решения (ЛПР), то есть обладающие необходимыми для этого полномочиями. В ходе чрезвычайного кризис-менеджмента персональный состав ЛПР может меняться: например, кризис-менеджмент может быть начат одним руководитель, а завершен - другим. При этом проводить анализ ситуации, готовить варианты решений может вспомогательный (внутренний или внешний) персонал и структуры, но непосредственное руководство кризисом всегда осуществляет ЛПР.
    • Целью чрезвычайного кризис-менеджмента является спасение любой ценой той социально-экономической или политической системы, которая переживает кризис.
    • Содержание чрезвычайного кризисного менеджмента всегда содержит элементы: (а) экспресс-анализ кризисной ситуации; (б) быструю выработку решений по стабилизации кризиса; (в) реализацию чрезвычайных мер по стабилизации ситуации. Если в результате реализации первоначальных чрезвычайных мер удалось стабилизировать ситуацию, то затем, осуществляется: (г) более тщательная диагностика кризисных проблем; (д) вырабатывается антикризисная стратегия; (е) на основе стратегии разрабатывается план кризисных мероприятий; (ж) одновременно создается организационный механизм кризисной отчетности, выработки рекомендаций и корректировки кризисного плана; (з) и план кризисных мероприятий реализуется.
    • Задачи чрезвычайного кризис-менеджмента соответствуют цели, вытекают из содержания кризис-менеджмента и призваны обеспечивать спасение системы любыми методами и средствами.
    • Характер обсуждения ситуации и принятия решений – чрезвычайный, то есть обсуждения часто проводятся в режиме «мозгового штурма», ситуация оценивается очень быстро, также быстро принимаются решения, которые реализуются незамедлительно и жестко.
    • Характер действий по спасению системы является чрезвычайным, то есть осуществляются такие действия, которые были бы невозможны и даже немыслимы в обычной обстановке (объявлениие мобилизации, перевод персонала и части его на круглосуточный режим работы, отказ от ранее наложенных и общепринятых ограничений и т.п.).

24. Рутинно-профилактический кризис-менеджмент – сущность и особенности

Предназначение рутинно-профилактического кризис-менеджмента состоит в том, чтобы свести к минимуму (в идеале – исключить полностью) необходимость применения кризис-менеджмента чрезвычайного. Рутинно-профилактический кризис-менеджмент «встраивается» в систему управления объекта, и осуществляется этот тип кризис-менеджмента всегда и постоянно.

Характерные черты:

1. Объектом рутинно-профилактического кризис-менеджмента является сама социально-экономическая или политическая система, на которой необходимо избежать кризиса.

2. Субъектом рутинно-профилактического кризис-менеджмента является постоянный руководитель системы.

3. Цель рутинно-профилактического кризис-менеджмента заключается в снижении риска кризиса (кризисов) путем планомерной и постоянной реализации определенного комплекса профилактических мероприятий.

4. Содержание: (а) выявление и оценка существенных угроз (рисков) системе, угрожающих кризисом, и составление ранжированного перечня этих рисков; (б) реализация системных мер по сокращению величины рисков их перечня; (в) в отношении каждого риска из перечня определение признаков развития кризисного процесса; (г) разработка системы мониторинга признаков развития кризисов и соответствующей системы информационного оповещения; (д) задействование системы мониторинга признаков развития кризисов; (е) разработка планов мероприятий и (ж) разработка инструкций действий по предотвращению развития кризисов; (з) обучение и подготовка персонала и (и) тренировки и учения персонала по предотвращению развития кризисов; (к) задействование планов мероприятий по предотвращению развития кризисов в случае возникновения предкризисной ситуации; (л) мониторинг и контроль действий персонала во время учений и тренировок по предотвращению развития кризисов, а также в условиях предотвращения развития реальных кризисов; (м) анализ результатов мониторинг и контроль действий персонала во время учений и тренировок по предотвращению развития кризисов, а также в условиях предотвращения развития реальных кризисов и актуализация системы по результатам этого мониторинга.

5. Задачи рутинно-профилактического кризис-менеджмента соответствуют цели, вытекают из содержания кризис-менеджмента и призваны обеспечивать минимизацию рисков кризисов.

6. Характер обсуждения ситуаций и принятия решений – обычный, то есть соответствующий управленческой культуре и обычаям данной социально-экономической и политической системы.

7. Характер действий по минимизации рисков кризисов - плановый, то есть осуществляются действия, запланированные планами мероприятий и инструкциями по предотвращению развития кризисов.

8. Методы и инструменты рутинно-профилактического кризис-менеджмента – плановые.

25. Провокативный кризис-менеджмент – сущность и особенности

Предусматривает мероприятия по организации контролируемого кризиса. Первым источником провокативного кризис-менеджмента является военное дело. Символом организованного кризиса является фраза: «Наилучшая защита – это хорошо спланированное нападение».

Основное: Упреждающее (опережающее) нападение: нападение, предпринятое на основе неопровержимых доказательств скорого нападения противника. Превентивное нападение: нападение, основанное на убеждении, что нападение противника, хотя и не скорое, является неизбежным, и что любые промедления значительно увеличивают риск.

Вторым источником провокативного кризис-менеджмента является медицина, где давно и успешно применяются различные провоцирующие воздействия на организм или психику человека со следующими целями: - выявление наличия или предрасположенности к заболеванию; - создание устойчивости к заболеванию путем различных прививок; - излечение болезни путем провоцирования, подстёгивания защитных сил организма.

На современной стадии научного осознания этого процесса можно предположить, что характерными чертами провокативного кризис-менеджмента являются:

1. Объект провокативного кризис-менеджмента – кризис, как и в кризис-менеджменте чрезвычайном.

2. Субъект – лицо, принимающее решение (ЛПР), предпочтительно, обладающее специальными профессиональными навыками кризис-менеджера.

3. Цель – организация контролируемого кризиса, ограниченного по времени, масштабам и последствиям, для предотвращения кризиса катастрофического.

4. Содержание – комплекс мероприятий, провоцирующих прежде всего социально-психологическую напряженность персонала (или его части).

5. Задачи – мобилизация внимания и усилий сотрудников; выявление слабых, нестойких или нелояльных членов трудовых коллективов и (или) руководства; отвлечение внимания на спровоцированную проблему (конфликт) от конфликта более системного и угрожающего и др.

Наши рекомендации