Амортизационные отчисления
крупным источником финансирования инвестиций в основные средства предприятия являются амортизационные отчисления. В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т.е. утрачивают свои первоначальные физические свойства, в результате понижается их реальная балансовая стоимость.
Различают физический (материальный) износ и стоимостной износ, включающий, кроме денежного выражения физического износа, определенную величину морального износа. Стоимостной износ возмещается путем накапливания средств, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений. Величина последних зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных норм их амортизации. Обычно норму амортизации определяют в процентах к балансовой стоимости и дифференцируют исходя из вида основных средств и условий их эксплуатации.
30) Планирование деятельности предприятия
Экономику общества можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперативной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления в обществе и приумножения национального богатства. От того, насколько эффективно работают предприятия, зависит их финансовое состояние.
Предприятие— это обособленная специализированная производственная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства создать нужную потребителям продукцию (или услуги) соответствующего назначения и получить прибыль. Предприятие - это одновременно главный производитель материальных благ и главный хозяйствующий субъект рыночной эконПланирование, то есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей, является важнейшей составной частью управления предприятием. Грамотное и квалифицированное планирование позволяет успешно и безубыточно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Планирование позволяет:
· предвидеть перспективу развития предприятия на будущий период;
· эффективно и целеустремленно проводить научно-техническую политику на предприятии;
· повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
· своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
· избежать риска банкротства.
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в процессе составления планов на предприятии:
· научная обоснованность планирования. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе;
· непрерывность планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и годовые планы;
· нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия направлена на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;
· принцип взаимной увязки и координации проводимых мероприятий .
Перспективное планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
1. анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
2. анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
3. выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
4. анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Планирование должно охватывать все производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности между нимиомики.
31) Основы ценообразования на предприятии
Сущность цены
Цена является важным инструментом рыночной экономики. Цена может определяться как то количество денег, которое затрачивает продавец за произведённый или реализуемый им продукт или услугу. При этом цена должна удовлетворять и интересы продавца и интересы покупателя. Поэтому экономические отношения между продавцом и покупателем предполагают согласие, при котором продавец согласен продать, а покупатель согласен купить. Поэтому цена всегда имеет две границы: 1) максимальная (верхняя), 2) минимальная (нижняя). Максимальная граница количественно определяется спросом, а минимальная граница определяется издержками производства и обращения.
Для производителя цена товара - это стоимость всех его затрат. Поэтому очень часто в экономической литературе цена определяется как денежное выражение стоимости товара или услуги. В практике хозяйствования цена может не совпадать со стоимостью затрат и это отклонение используется для управления ценами на предприятии.
Задачи ценообразования
В хозяйственной практике ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма перед ценообразованием стоят следующие задачи:
1. Возмещение затрат и получение прибыли.
2. Адаптация к рынку, конкуренция и обеспечение выживаемости.
3. Повышение рентабельности предприятия и цены капитала предприятия или цены предприятия на рынке.
Эти задачи могут рассматриваться как необходимые. К желательным задачам могут относиться:
1. Возрастание своего лидерства на рынке (по показателю «доли на рынке»).
2. Укрепление своего положения на рынке по показателям, например, качества продукции и услуги или рентабельность того или иного направления.
К факторам, влияющим на цены относят:
1. Внутренние (субъективные)
2. Внешние (объективные)
Абстрагируясь от специфики предприятий, к числу общих внутренних факторов можно отнести:
1. Тип, категория и класс предприятия.
2. Себестоимость продукции или услуги.
3. Наличие и организация деятельности маркетинговой службы или маркетолога.
4. Организация и профессионализм менеджерской службы на предприятии.
5. Стратегия и тактика поведения предприятия на рынке.
К объективным факторам относятся факторы, не зависящие от деятельности предприятия (например, месторасположение, цены на тарифы и услуги, цены на сырьё и товары, политическая ситуация в стране и т.п.).
Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.
Отсутствие четко определенной ценовой стратегии способствует неопределенности в принятии решений в этой области различными службами предприятия (если оно имеет сложную структуру), может привести к несогласованности этих решений и иметь последствием ослабление позиций предприятия на рынке, потери в выручке и прибыли.
Практика деятельности предприятий в условиях рыночной экономики выработала определенные стратегии в области установления цен. Наиболее распространенные из них:
· Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара (стратегия «снятия сливок»). Данная стратегия заключается в установлении высокой цены на товар на небольшом сегменте рынка и “снятии сливок” в виде высокой рентабельности продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые покупатели, входящие в данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень. Применение данной стратегии становится возможным при преимуществе данного изделия над аналогами или его уникальности.
Стратегия следования за спросом. Данная стратегия схожа со стратегией «снятия сливок», но вместо удерживания цены на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Часто товар получает несущественные изменения в дизайне и возможностях, чтобы значительно отличаться от предыдущих моделей. Иногда, чтобы соответствовать снижению цены, приходится менять внешний вид товара, мероприятия по стимулированию его сбыта, упаковку или способ распределения. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Как только объем продаж начинает существенно сокращаться, следует готовиться к следующему снижению цены.
· Стратегия проникновения. Ценовой прорыв, как видно из самого названия есть установление очень низкой цены для проникновения и развития деятельности на новом рынке в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства. Такая стратегия мало подходит для небольшой компании, так как она не имеет нужных объемов производства, а розничная торговля конкурентов может отреагировать очень быстро и жестко.
32) Главные факторы обеспечивающие конкурентоспособность предприятия
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
3. цена товара с возможной наценкой;
4. финансы как собственные, так и заемные;
5. торговля с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.
Но, пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.
Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), "компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные... Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других"
Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.
Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм.
33)Производительность труда как фактор роста производства и снижение себе стоимости продукции
Значение и факторы роста производительности труда
Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ.
Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье "Заработная плата основных производственных рабочих", а в другом - в единицу времени производится больше продукции.
Значительное влияние на рост производительности труда оказывает внедрение достижений научно-технического прогресса, которое проявляется в использовании экономичного оборудования и современной технологии, что способствует экономии живого труда (зарплата) и увеличению прошлого труда (амортизация). Однако прирост стоимости прошлого труда всегда меньше, чем экономия живого труда, иначе внедрение достижений научно-технического прогресса экономически не оправдано (исключением является повышение качества продукции).
В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:
увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства
улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи
улучшить финансовое состояние предприятия
снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта
в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки
Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.
Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия и т. д.
Себестоимость сельскохозяйственной продукции в последнее десятилетие существенно возросла, что было вызвано ростом цен на промышленные товары, поступающие в сельское хозяйство,
увеличением фондоемкости производства, недостаточно эффективным использованием производственных ресурсов; участились случаи прямой бесхозяйственности и расточительности.
34) безработица понятие виды причины
Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Безработица порождает как чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей должна быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:
· не имеют работу (доходного занятия);
· занимаются поисками работы, т.е. обращаются в государственную или коммерческую службу занятости, используют: помещают объявления в печати, непосредственно обращаются к администрации предприятия (работодателю), используют личные связи и другие способы, предпринимают шаги к организации собственного дела;
· готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерии.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работу, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.
В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, в чем и заключается актуальность поставленной темы исследования.
Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.
Причины безработицы
Существует множество концепций, объясняющих причины возникновения такого социально-экономического феномена, как безработица. Рассмотрим некоторые из них:
Неоклассическое направление рассматривает безработицу, как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Сторонники данной концепции Дж. Перри, Р. Холл полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действуют на базе условного равновесия, то есть основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы и поддерживается рыночное равновесие. Если заработная плата вследствие требований работников поднимется выше какой-то равновесной ставки, то возникает превышение предложения рабочей силы над спросом. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказывается больше, чем имеется рабочих мест, то есть появляется безработица.
Кейнсианское направление опирается на то, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. А рынок труда рассматривается, как явление постоянного экономического равновесия. Дж.М. Кейнс подверг критике неоклассическую теорию о добровольном характере безработицы. В кейнсианской концепции последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер, а вынужденный. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода. Дж. Кейнс предлагал, чтобы государство противостояло безработице путем активной финансовой политики (налоги, государственные инвестиции), направленной на увеличение совокупного спроса, что в итоге должно привести к повышению спроса на рабочую силу, следовательно, уменьшению безработицы.
Виды безработицы
Одним из важных аспектов данной проблемы является вопрос о видах безработицы.
С точки зрения характера вытеснения работника с производства различают:
а) добровольную безработицу, когда работник увольняется по собственному желанию в силу тех или иных причин;
б) вынужденную безработицу, когда фирма сама предлагает работнику уволиться, ссылаясь на различные обстоятельства;
С точки зрения порождающих условий и причин различают:
а) фрикционную (от лат. frictio - трение), связанную с поисками или ожиданием лучшей работы в лучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой профессии и т. п. Её иногда называют также текучей безработицей:
б) структурную - она вызывается изменением, с одно стороны, потребительского спроса на товары, с другой - изменение структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса. В основе этих процессов лежит НТП, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг, которые неизбежно приводят к необходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная безработица - это в большей части безработицы устаревших профессий;
в) технологическую - результат влияния НТП, когда появление новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из них становятся излишними, которые «выбрасываются» на рынок труда;
г) циклическую - это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла.
д) скрытую, включающую частично занятых работников, особенно в сельском хозяйстве и кустарных промыслах;
е) застойную, состоящую из работников, потерявших надежду найти работу, а под час и не ищущих её;
ж) дно жизни, где пребывают нищие, бродяги, бомжи и т. д. - конечный венец застойной безработицы.
35)Инфляция ее виды показатели, причины
Инфляция-представляет собой 1-ну из наиболее острых проблем движения современной экономики.
-это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложение, изменение роста цен могут разнообразные экономические обстоятельства:1)энергетический кризис2)изменение в динамики производительности труда3)структурные сдвиги в системе воспроизводства4)увеличение и сезонные колебания5)монополизация рынка6)введение новых ставок, налогов и др.
Колебания цен на отдельные товары и услуги в зависимости от изменения спроса и предложения называются законом рыночной экономики. При инфляции нарушаются установившиеся пропорции в ценах на товары и услуги.
Инфляция- это повышение общего уровня цен в стране которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Причины инфляции:1)В первую очередь инфляция связанна с несбалансированным гос. расходов и доходов.2)С дефицитом гос. Бюджета. Дефицит бюджета возникает в результате постоянного роста расходов государства на финансирование постоянных, общих национальных, экономических, социальных программ -образование –экология -помощь безработным -правоохранительные органы
36)Деньги и их сущность монополий
Деньги-это такой инструмент, без которого нормально не может работать экономика. Плохо функционирующая система может привести общество к общему развалу. Деньги выполняют 3 основные функции:
1.Выступают, как мера стоимости-Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для измерения относительных стоимостей, разнородных благ и ресурсов. Благодаря деньгам не надо выражать цену какого-то продукта, через другие продукты. В качестве меры стоимости, деньги используются и в сделках с будущими платежами.
2.Деньги служат средством обращения, они используются при покупки и продаже товаров и услуг, являются посредником в обмене.
3.Деньги служат средством сбережения. В силу своей ликвидности, они являются удобной формой хранения и накопления богатства.
Денежная масса в обращении это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуду своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуду в банк. Бумажные чеки и банковские чековые вклады не обладают собственной стоимостью. Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их способности обмениваться на товары и услуги.
37)Уровень жизни населения и его показатели
Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
Основная задача социальных обследований - выявить конкретные социально - экономические проблемы народного благосостояния в разрезе отдельных слоев населения, определить остроту каждой из проблем и установить приоритетность их решения.
Статистические показатели уровня жизни населения имеют важнейшее социально-экономическое значение, поскольку отражают итог влияния всех условий и результатов деятельности общества по обеспечению жизни его членов. Задача статистики состоит в изучении системы показателей уровня жизни, их динамики и факторов.
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения. Однако объём курсовой работы не позволит полностью раскрыть столь обширные темы, поэтому предлагается рассмотреть:
- доходы населения - как один из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния;
- расходы и потребление населения;
- обеспеченность населения жильем;
- степень развития медицинского обслуживания граждан;
- показатели численности и движения населения;
- социально - экономическое значение статистического изучения образования;
- социально-экономическое значение статистического изучения проблем преступности
38)Товар и его свойства
Основы экономики образуют 2-ва положения:
1.Безграничность материальных потребностей общества 2.Ограниченность эконом. Ресурсов, то есть средства для производства товаров и услуг.
Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги удовлетворить свои потребности в них. Материальные потребности обладают высоким коэффициентом производства. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала, труда в единый продукт производства товаров или услуг. Созданный ими продукт, должен удовлетворить личную или производственную потребность других людей и должен быть полезным. Полезность товара или услуги придает стоимость. Ресурсы из которых желаются товары, предоставляются в обмен на денежный доход. На производства товаров затрачивается материальный услуги и живой труд людей занятых в данном производстве. Воплощенный в товаре обществ. Труд образует его стоимость. Он проявляется при обмене товаров, сам товар выступает, как единство всех своих сторон(2-х сторон),как потреб стоимость и стоимость.
Потребительская стоимость- это цена по которой люди хотят купить товар. Эконом теория Карла Маркса-ее смысл заключался в том, что товар есть продукт человеческого труда и его стоимости определяется общественно необходимым трудом затраченных на его производство. Величина этого труда определяется средним временем на производство товара, при данном среднем уровне развития производственных сил, при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Любой товара-производитель предлагает покупателю свой товар, рассчитывает на получение такой цены которая бы возместила ему понесенные расходы(издержки производства) и принесла бы опред. прибыль. Прибыль выступает, как доход на затраченный самим предпринимателем труд.
39)Возникновение и сущность монополий
Монополия - это исключительное право производства, промысла, торговли, других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium - лат. - власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого - римской, персидской и других.
Существуют два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Сущность монополии
Монополия (от моно - один и греч. poleo - продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие:
1. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
2. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
3. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
4. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов.
Следовательно, использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль.