Аудит операций с денежными средствами
Целью аудита операций с денежными средствами является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.
Задачами аудита операций с денежными средствами являются:
1. проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
2. правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций; контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;
3. своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
Основные нормативные документы:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
3. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104;
4. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40;
5. Положение Банка России от 5.01.1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 19.12.1997;
6. Указания Банка России от 20.06.2007№ 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»;
7. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88;
8. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.
Предоставляемые аудитору документы:
бухгалтерский баланс (форма № 1),
отчет о движении денежных средств (форма № 4),
главная книга или оборотно-сальдовая ведомость,
регистры бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»,
банковские выписки,
кассовая книга (форма № КО-4),
отчеты кассира,
приходные и расходные кассовые ордера (формы № КО-1, КО-2),
журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов(форма №КО-3),
книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5),
акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15),
акт ревизии наличных денежных средств,
справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе,
акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1),
акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2),
акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3),
журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4),
журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма № КМ-5),
справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6),
сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7),
журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8),
акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9).
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита денежных средств:
1. отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
2. выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
3. несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
4. арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
5. неполное оприходование денежной выручки, связанное с тем, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен»;
6. отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;
7. отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций;
8. перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;
9. несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;
10. некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.