A) Правовая система Таможенного союза
154. Представитель Российской Федерации проинформировал членов, что в 2007 году Российская Федерация, Республика Беларусь (Беларусь) и Республика Казахстан (Казахстан) подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного cоюза от 6 октября 2007 года (далее – Договор о создании Таможенного союза). С целью формирования Таможенного союза Российская Федерация, Беларусь и Казахстан заключили ряд международных договоров, в соответствии с Протоколом «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование правовой системы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним» от 6 октября 2007 года (далее – Протокол от 6 декабря 2007 года) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) определил перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Данный перечень международных договоров определен в Решении Межгосударственного Совета от 27 ноября 2009 года № 14, данные договоры, а также иные, впоследствии заключенные Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном до конца 2009 года, представляют собой договорно-правовую базу Таможенного союза и составляют единый пакет договоренностей, что означает, что выход из одного из данных договоров автоматически влечет за собой выход из остальных. Представитель Российской Федерации пояснил, что указанные соглашения закладывают организационную основу для последовательного усиления экономического сотрудничества между государственными органами государств-членов Таможенного союза, начиная с планов унификации внешней торговли, таможенной политики и мер торговой защиты; начала взаимодействия между финансовыми и банковскими системами; взаимодействия в социальной и гуманитарной областях; а также сотрудничества в сфере правового регулирования. Дополнительные соглашения могут быть включены в единый пакет по решению Межгосударственного Совета (текущий перечень соглашений, составляющих единый пакет, см. в Таблице 10). 27 ноября 2009 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС одобрил Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза, а также Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Таможенный союз между Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном начал функционировать 1 января 2010 года. ЕТТ и ряд основных соглашений и протоколов по тарифному и нетарифному регулированию также вступили в силу 1 января 2010 года, Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу в Российской Федерации и Казахстане 1 июля 2010 года, в Беларуси – 6 июля 2010 года. Он также отметил, что государства-члены Таможенного союза продолжают заключение новых договоров и соглашений в рамках системы Таможенного союза (далее – договоры Таможенного союза и соглашения Таможенного союза) и применяют их в процессе продолжающейся региональной интеграции.
155. Представитель Российской Федерации разъяснил, что Договор о создании Таможенного союза требует от государств-членов Таможенного союза установления унифицированного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с их обязательствами, вытекающими из договоров Таможенного союза, и посредством гармонизации стандартов и правил, предусмотренных двухсторонними соглашениями об унифицированном регулировании внешнеторговой деятельности. Договор о создании Таможенного союза также определяет, что унифицированное законодательство государств-членов Таможенного союза о регулировании внешнеторговой деятельности и координированном принятии решений по одновременному введению изменений и дополнений в такое регулирование будет включать в себя следующие вопросы:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифные меры в отношении торговли с третьими странами;
- унифицированное таможенное регулирование и таможенные процедуры; и
- установление унифицированного режима торговли с третьими странами.
Данный Договор и другие международные соглашения, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, устанавливают принципы и сроки достижения цели унифицированного регулирования внешнеторговой деятельности.
156. Члены запросили у Российской Федерации более подробную информацию об иерархии законодательных актов в Российской Федерации, в частности, с учетом соглашений Таможенного союза, решений Комиссии Таможенного союза и других правовых актов Таможенного союза.
157. Представитель Российской Федерации разъяснил, что соглашения Таможенного союза с момента их вступления в силу являются международными договорами Российской Федерации и в случае противоречия будут иметь преимущество перед положениями федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, за исключением Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов. В отношении решений Комиссии Таможенного союза он разъяснил, что статус указанных решений в правовой системе Российской Федерации соответствует статусу, который такое решение имело бы, если бы оно было принято тем федеральным органом исполнительной власти, ответственным за регулирование данного вопроса по состоянию на момент, когда данные полномочия были переданы Комиссии Таможенного союза. Таким образом, место Решения Комиссии Таможенного союза в иерархии правовых актов Российской Федерации может варьироваться в зависимости от того, какой федеральный орган ранее имел компетенцию по принятию соответствующего решения. Далее он разъяснил, что нормативные акты, правила и иные меры Таможенного союза утверждаются в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза и, таким образом, их статус в правовой системе Российской Федерации определяется по тому же принципу. Наконец, он объяснил, что полномочия Президента, указанные в пункте 145, также относятся к тем актам субъектов Российской Федерации, положения которых не противоречат соглашениям Таможенного союза, решениям Комиссии Таможенного союза и иным правовым актам Таможенного союза.
-(b) Структура Таможенного союза и компетенция в области торговли
158. Представитель Российской Федерации разъяснил, что за применение соглашений Таможенного союза и дальнейшее развитие Таможенного союза ответственны следующие органы:
- Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, состоящий из двух советов: Совета глав государств и Совета глав правительств. Заседания Совета глав государств проводятся не реже одного раза в год; заседания Совета глав правительств проводятся не реже, чем дважды в год;
- Суд ЕврАзЭС;
- Комиссия Таможенного союза; и
- Секретариат Комиссии Таможенного союза.