Организационная структура управления. Для реализации бизнес-плана важное значение имеет организационное планирование
Для реализации бизнес-плана важное значение имеет организационное планирование. Организационная структура предприятия, направлена на установление четких взаимосвязей между его отдельными подразделениями: определяются их количество и размер, взаимоподчиненность.
Планирование организационной структуры должно осуществляться в тесной взаимосвязи с планированием расстановки руководящих кадров и рабочей силы, исходя из потребности и наличия руководящего резерва на самом предприятии, с учетом возможностей привлечения менеджеров со стороны. Организационная структура может быть как весьма простой, когда, например, все руководство фирмой осуществляет один человек — сам предприниматель, так и сложной, когда предприятие разрастается и все больше функций приходится поручать менеджерам.
Организационная структура предприятия зависит от его ориентации. Выделяют три типа ориентации предприятия:
1. Ориентация на производство: главная забота руководителя — наращивание выпуска, поскольку он убежден, что его продукция — самая лучшая и потому, сколько ни производи, все раскупят.
2. Ориентация на сбыт: предприниматель главное внимание уделяет вопросам сбыта и всячески старается убедить потребителя покупать его продукцию.
3. Ориентация, на рынок: главным для предпринимателя становится изучение потребностей и запросов потребителей. Его задача — «уловить» эти потребности и выпустить на рынок такие товары, которые бы им отвечали.
Планирование организационной структуры управления начинают с рассмотрения и обоснования принципов управления компанией:
• на сколько централизуется (децентрализуется) процесс принятия решений;
• на основе какой информации будут приниматься решения;
• роль информационных технологии.
Разрабатывается система управления в следующей последовательности:
• организационная схема;
• функции подразделений и их взаимодействие;
• функции руководителей и координация их работы;
• схема информационных потоков;
• механизм контроля за исполнением решений.
Указанные разработки можно представить в виде Положения организационной структуре.
Основные разделы Положения:
1. Виды деятельности, продукты и услуги, бизнесы компании.
2. Перечень обеспечивающих направлений и функций.
3. Перечень функций менеджмента, осуществляемых в компании.
4. Перечень организационных звеньев компании.
5. Закрепление видов деятельности, обеспечивающих функций, функций менеджмента за структурными звеньями компании.
6. Организационная структурная схема.
Разработка и принятие рациональной организационной структуры управления предприятием служит объективной основой для планирования накладных расходов предприятия, связанных с реализацией общих функций управления и содержанием отдельных его подразделений и служб. К накладным относят общехозяйственные расходы и расходы по управлению предприятием.
Таблица 4 - Расходы по управлению предприятием
м п | Категории расходов | Сумма, р |
Общехозяйственные расходы, всего, в том числе: • транспортное обслуживание • услуги связи, вычислительных центров, банков • коммунальные услуги, удаление отходов • содержание обслуживающего персонала • аренда, содержание и охрана помещений • исследовательские расходы материально-техническое снабжение • приобретение лицензий, патентов | ||
Расходы на управление предприятием, всего, в том числе: • заработная плата управленческого персонала • командировки • транспорт • общезаводские службы • представительские расходы • консультационные услуги • обучение и подготовка кадров • канцелярские расходы | ||
ИТОГО: |
Планирование трудовых ресурсов
Под планированием трудовых ресурсов предприятия понимают:
• набор, обучение и организация труда персонала;
• формирование системы стимулирования творческого труда персонала;
• система социального обеспечения персонала;
• работа над созданием системы ценностных ориентации компании, ее этических норм;
• организационное развитие компании.
Под кадровым потенциалом (трудовыми ресурсами) обычно понимают способность всех работников предприятия (рабочих, служащих, инженеров, инженерно-технического и управленческого персонала), объединенных в единый коллектив, качественно и в срок решать стоящие перед предприятием научно-технические, производственные и социально-экономические задачи.
Потребность предприятия в трудовых ресурсах может быть определена в результате оценки наличных трудовых ресурсов (анализ численности работающих, обеспечения предприятия рабочей силой, состава и структуры кадров, текучести кадров) и разработки программы по их развитию. Источниками комплектования кадров предприятия могут быть:
— собственные сотрудники;
— прежние сотрудники;
— случайные претенденты;
— школы, колледжи, преподаватели;
— клиенты и поставщики;
— агентства по набору рабочей силы.
Программы подготовки кадров могут потребовать значительных финансовых средств. Учитывая повышение эффективности производства и рост производительности труда квалифицированного персонала, подготовка кадров может оказаться наиболее целесообразной областью инвестиций.
Планирование трудовых ресурсов осуществляется путем определения потребности в рабочих, ИТР и служащих по категориям. Для этих целей составляется штатное расписание отдельно для рабочих, ИТР и служащих.
При планировании найма трудовых ресурсов следует учитывать следующее: потребность в кадрах по профессиям, квалификационные требования, форму привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.), заработную плату по профессиям, наличие квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в месте расположения предприятия, вид специальной подготовки, требующейся для работников предприятия, дополнительные материальные льготы для сотрудников (страхование за счет предприятия, доплата за использование личного автотранспорта в служебных целях, дотации на питание и т.д.) в сравнении с другими предприятиями в том же регионе и в той же отрасли, режим труда и сменяемость рабочей силы. Данную группу вопросов можно оформить в виде таблицы.
Таблица 5 - Планирование найма рабочей силы
Профессия | Описание выполняемой работы | Форма привлечения | Уровень квалификации | Средняя заработная плата |
Планирование и стимулирование руководящих кадров имеют целью решение запланированных задач определенным качественным и количественным составом руководителей, представляющим собой важнейший элемент кадрового потенциала, и создание им возможностей и стимулов для поддержания оптимальной работоспособности и постоянной готовности к работе.
Любая команда управления имеет свой стиль. Стиль менеджеров должен поддерживать и усиливать корпоративную культуру и имидж предприятия. Для большинства предприятий, особенно малых, создание атмосферы командной работы является одной из важных задач. Основные элементы стиля управления:
- определенная политика;
- обмен информацией;
- признание сотрудников в качестве партнеров;
- возможность сотрудников влиять на принятие решений;
- честность.
Далее приведены параметры, по которым могут быть оценены менеджеры предприятия:
Опыт:_____________________________
Успехи:____________________________
Образование:_______________________
Сильные стороны:___________________
Сферы ответственности:______________
На предприятии должны быть четко определены обязанности каждого сотрудника. Для этого составляются должностные инструкции. Должностная инструкция представляет собой подробное описание характера выполняемой работы, оговаривающее все особые условия ее выполнения и требования к квалификации исполнителя.
Разработка системы стимулирования руководителей имеет важнейшее значение. Главная цель формирования системы стимулирования — способствовать высокомотивированному, целенаправленному поведению руководителей. Стимулы можно дифференцировать на внутрифирменные и внешние. К внешним стимулам могут относиться географические, социально-культурные и политико-правовые условия (например, специфическая для данного региона система налогов и социального страхования, условия жизни и возможности свободного времяпрепровождения и отдыха) места расположения предприятия. К внутрифирменным стимулам относят:
Материальные стимулы:
• постоянный оклад;
• дополнительное вознаграждение;
• участие в прибылях;
• предоставление дополнительных материальных и социальных услуг;
• участие в капитале предприятия.
Нематериальные стимулы:
• развивающаяся сфера деятельности (область решаемых задач);
• область (пространство) принятия решений;
• возможность идентификации с фирмой;
• социальный статус и связи.
В плане необходимо обосновать потребность в сторонних консультантах и специалистах в следующей форме:
Название компании:__________________________________
Имена специалистов:__________________________________
Область компетенции:_________________________________
Цели найма:__________________________________________
Общая сумма затрат___________________________________
Планирование фонда оплаты труда
Определение потребности в рабочих (из производственного плана), ИТР и служащих позволяет осуществить расчет фонда заработной платы по отдельным подразделениям предприятия, категориям работников. Итоговый документ этого раздела плана определяет фонд оплаты труда отдельных категорий трудовых ресурсов и общий фонд оплаты труда.
Таблица 6 - Расчет фонда оплаты труда
Наименование категории трудовых ресурсов | Фонд оплаты труда, р. | ||||
Заработная плата | Надбавка | Премия | Итого | ||
Основная | Дополнительная | ||||
1. Рабочие основного производства 2. Рабочие вспомогательного производства. 3. ИТР 4. АУП | |||||
ИТОГО |
Существуют две основных формы оплаты труда - сдельная и повременная. При выборе формы оплаты труда следует учитывать особенности оборудования, технологии, организации производства и труда, требования к качеству работы, необходимость сочетания личных и коллективных интересов. Так, сдельную форму лучше применять, если выработка зависит в основном от работника, т.е. работы ручные, механизированно-ручные и механизированные; если есть необходимость заинтересовать работника в увеличении количества выпускаемой продукции.
Сдельная форма оплаты труда позволяет установить размер заработной платы работника в зависимости от объема выполненной работы, который может быть измерен в количестве операций, изделий и т. д., и размера заработной платы за единицу продукции (расценки). Математически эта зависимость может быть выражена формулой:
Зсд = Р ×V, (9)
где: Зсд — сдельная заработная плата, р.; Р — расценка (штучная сдельная) за единицу объема работ, р.; V — объем выполненной работы в установленных измерителях.
Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от количества отработанного в соответствии с табельным учетом времени и установленной тарифной ставкой или окладом. Эта зависимость выражается формулой:
Зп =Т × Фтаб., (10)
где Зп - повременная заработная плата, р; Т- тарифная ставка присвоенного рабочему разряда (в р. за час, день); Фтаб - фонд фактически отработанного по табелю времени (часов, дней).
Повременная форма заработной платы включает в себя следующие системы: простая повременная, повременно-премиальная и повременно-премиальная с нормированным заданием. нормированного задания.
Работники предприятий помимо заработной платы и премий получают доплаты и надбавки, исчисляемые на базе установленных им тарифных ставок (окладов). В Трудовом кодексе РФ и в других нормативных документах предусмотрено, что подавляющее большинство компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятиями самостоятельно и выплачивается в пределах имеющихся средств. Размеры и условия выплат оговариваются в коллективных договорах.
План маркетинга
В данном разделе следует показать, что реализация товара не вызовет серьезных проблем. При подготовке этого раздела необходимо тщательно проверить различные источники информации, приведя их к ряду обобщающих показателей, таких, например, как “объем сбыта ” и “роста рыночного курса”.
Планирование маркетинга заключается в определении характера продукции, уровня цен, объема гарантий, качества сервиса, каналов сбыта, методов продвижения.
Выделяют шесть основных этапов маркетинговых разработок, которые повторяются в течение жизненного цикла каждого создаваемого продукта:
• исследование конъюнктуры рынка;
• планирование ассортимента и производственной программы;
• оценка конкурентоспособности продукции;
• планирование цены;
• планирование продвижения и сбыта продукции;
• прогнозирование объема продаж.
Планирование продвижения товаров и услуг
Работа сводится к донесению информации о продукции предприятия до потребителя. Наиболее часто используются следующие прямые средства маркетинга:
• Проспекты и брошюры. Они наиболее полезны в бизнесе, связанном с обслуживанием.
• Печать. Газеты, журналы и специальные издания.
• Теле- и радиовещание.
• Рекламные подарки. Подарочные предметы (календари, ручки, пакеты) с наименованием предприятия, которые раздаются бесплатно.
• Почтовые отправления (прямая реклама). Проспекты, брошюры, рекламные листы, которые рассылаются возможным потребителям.
• Связи с общественностью. Информационные статьи и публикации.
• Распространение образцов. Распространение образцов продукции или купонов, дающих право на бесплатное (или со скидкой) пользование товаром или услугой.
• Прочие средства. Посещение организаций, публичные выступления и т.п.
Реклама — убеждающее средство информации о товаре, услуге или предприятии, коммерческая пропаганда потребительских свойств товара или услуги, достоинств деятельности предприятия, готовящая активного и потенциального покупателя к покупке.
Таблица 7 - Возможные виды и задачи рекламы
Вид рекламы | Задачи рекламы | |
Информативная | Рассказ о новинке или о новых применениях существующего товара + информирование об изменении цены + объяснение принципов действия товара + описание оказываемых услуг + исправление неверных представлений или рассеивание опасений потребителя + формирование образа предприятия | |
Увещевательная | Формирование предпочтения к данной марке + поощрение к переключению на вашу марку + изменение восприятия потребителем свойств товара + убеждение потребителя в необходимости принять коммивояжера данной фирмы | |
Напоминающая | Напоминание потребителям о том, что товар может потребоваться им в ближайшем будущем + напоминание потребителям о том, где можно купить товар + удерживание товара в памяти потребителей в периоды межсезонья + поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне | |
Используют два основных вида рекламы — товарная и престижная. Главная задача товарной рекламы — формирование и стимулирование спроса на товар. Фирменная (престижная) реклама — реклама достоинств предприятия, выгодно отличающих его от конкурентов.
Различают также рекламу: непосредственную и косвенную; информационную и агрессивную; однородную и неоднородную; превентивную; вводящую, корпоративную.
Таблица 8 - Годовой рекламный бюджет (тыс.р.)
Январь | …… | Декабрь | Итого | |
Реклама в средствах массовой информации | ||||
Газеты | ||||
Журналы | ||||
Другие издания | ||||
Телевидение | ||||
Радио | ||||
Прямая реклама | ||||
Печать | ||||
Рассылка | ||||
Маркетинг по телефону | ||||
Профессиональные агенты и консультанты | ||||
Консультанты | ||||
Рекламные агентства | ||||
Дизайнеры | ||||
Специалисты по прямой рекламе | ||||
Участие в выставках | ||||
Взносы | ||||
Транспортные расходы | ||||
Дизайн и оформление | ||||
Другие средства | ||||
ИТОГО: |
Расходы, связанные с рекламой, определяются расчетным путем на базе заключенных договоров по каждому виду рекламы.
Планирование каналов сбыта
Исходя из маркетинговой стратегии предприятия определяют способы продажи и доставки товара потребителям:
Рис. 2. Способы продажи и доставки товара потребителям
Кроме того, производитель может иметь собственные магазины, торговых представителей, дистрибьюторов, применять метод «личных продаж».
Двумя ключевыми компонентами системы продаж являются: персонал по продажам и сам процесс продаж. При этом в плане недостаточно описать лишь основные характеристики структуры каналов сбыта, необходимо составить как оперативные, так и долгосрочные планы поставки продукции, объемов розничных и оптовых продаж для каждого из имеющихся каналов сбыта. Если используются дистрибьюторы или торговые представители, планируется система и фонд оплаты их труда, а также объемы их продаж.
Целесообразно составить таблицу, в которой отражаются по месяцам количество торговых работников и совершаемые ими сделки (табл. 9). При использовании существующей сбытовой (торговой) сети надо описать ее структуру и рассчитать затраты на ее содержание. Необходимо представить штатное расписание и бюджет, включая расходы на маркетинг, рекламу и сервисное обслуживание.
Таблица 9 - Схема распространения товаров и услуг
Каналы сбыта продукции | Количество | Объем реализации | Затраты на содержание (тыс.р.) |
Со складов | |||
Через посредников | |||
Через магазины: оптом в розницу | |||
Через приемные пункты | |||
Заказы по почте | |||
Продажа фирмам и организациям | |||
Заказы по телефону | |||
Оказание услуг на дому, по месту работы | |||
Другие способы |
По результатам расчетов составляется смета затрат на реализацию продукции и услуг.
Для успешной деятельности предприятий важно такое направление в работе, как послепродажное обслуживание и предоставление гарантий. Необходимо указать, какие специальные услуги оказываются клиентам, какие запчасти могут быть переданы вместе с продукцией и какие могут быть получены в дальнейшем, при каких условиях гарантируется возврат денег клиенту.
Одним из направлений увеличения объемов сбыта является продажа в кредит. Существуют два вида кредита: коммерческий и потребительский. Коммерческий кредит предоставляется продавцом покупателю. Производители и оптовики почти всегда сбывают свои товары на условиях кредита, предоставляемого другим фирмам. Потребительский кредит — это кредит, который розничные продавцы предоставляют своим покупателям.
Планирование цен на товары и услуги
Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием ряда факторов. Среди внешних ценообразующих факторов можно выделить две группы — субъективные (рыночная среда, потребители продукции и услуг предприятия, государство, субъекты каналов товародвижения) и объективные (научно-технологический прогресс, влияние моды, природные условия и др.).
Для среды, в которой цены контролируются рынком, характерна высокая степень конкуренции, однородность продукции и услуг. Здесь эффективная стратегия ценообразования предприятия незамедлительно подхватывается конкурентами, что обеспечивает установление ценового равновесия.
Среда, в которой цены контролируются самим предприятием, характеризуется ограниченной конкуренцией и ограниченным ассортиментом товаров. Здесь уровень цены зависит только от принятой предприятием стратегии и особенностей рынка.
Среда, где цены контролируются правительством, охватывает ряд социально значимых товаров, коммунальные услуги, общественный транспорт. В ней государственные органы устанавливают конкретный уровень цен и свобода предприятий сведена к минимуму — контролю за издержками.
Потребители продукции и услуг также оказывают непосредственное влияние на уровень цены товара, поскольку цена товара в рыночной среде устанавливается в результате компромисса между продавцом и покупателем товара. Свобода предприятия в установлении цены зависит также от того, насколько покупатели осведомлены о рыночных ценах. Если осведомленность покупателей достаточно высока, то к повышению цен следует относиться осторожно.
В зависимости от степени участия продавца товара в возмещении расходов на транспортировку продукции различают следующие виды отпускных и оптовых цен: цена франко-станция отправления; цена франко-станция назначения; цена СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ и др.
В установлении цены кроме вышеназванных субъектов активно участвуют различные посредники — субъекты товародвижения, что в значительной мере сковывает свободу производителя. Не исключается участия государства в регулировании цен на отдельные виды продукции.
В конечном итоге цену выпускаемой продукции определяют исходя из следующих основных факторов:
• уровень издержек производства и обращения;
• уровень спроса на товары и услуги на данном этапе;
• цены конкурентов;
• необходимый уровень прибыли.
Цена ограничена двумя пределами: нижним — себестоимостью продукции, верхним — позицией предприятия на рынке или наличием у товара каких-либо уникальных достоинств. На рис. показаны ключевые ориентиры при определении возможной цены на товар.
Рис. 3. Границы цены продукции
При планировании цен на продукцию предприятия применяются следующие основные методы ценообразования:
• на основе издержек;
• с ориентацией на уровень конкуренции;
• с ориентацией на спрос;
• параметрические методы.
Наиболее распространенным методом, применяющимся в отечественной практике ценообразования, считается метод установления цены на основе издержек производства и реализации продукции. Он дает объективную основу цены, так как издержки могут быть точно определены в отличие от таких факторов, как спрос, уровень конкуренции и т.п. Этот метод уменьшает ценовую конкуренцию, поскольку позволяет устанавливать оптимальный, а не максимальный уровень цены. Кроме того, устанавливая таким методом цены, предприятия их не пересматривают по мере колебания спроса, что уравнивает цены на аналогичные товары. Основным недостатком данного метода является то, что он ориентирует предприятия на максимально возможный выпуск продукции и ограниченный ассортимент, что обеспечивает минимизацию издержек, а не на удовлетворение спроса потребителей. Это ограничивает маневренность предприятия на рынке, поскольку его прибыль определяется исходя из объема продаж по стабильным ценам, а не из возможных альтернативных объемов оборота при меняющихся ценах. Кроме того, применение этого метода не позволяет дифференцировать цены по различным сегментам рынка и учитывать особенности покупательского спроса и конкуренции. Методы ценообразования на основе издержек эффективны в следующих случаях:
• при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда отсутствует база для сравнения;
• для разовых заказов, новых образцов товаров, изделий, изготавливаемых малыми партиям, и т.д.;
• при планировании цен в отраслях, в которых большинство предприятий пользуется данным методом;
• для товаров, спрос на которые устойчиво превышает предложение.
Установление цены на основе издержек на практике может быть реализовано следующими методами:
• метод полных издержек;
• метод «средние издержки плюс прибыль»;
• метод стоимости изготовления;
• метод маржинальных издержек;
• метод рентабельности инвестиций.
Метод полных издержек основан на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной нормы. Расчет цены с использованием этого метода осуществляется в следующей последовательности. Вначале рассчитываются совокупные издержки производства и реализации для наиболее вероятного выпуска продукции в планируемом периоде. Затем устанавливается внутренняя норма рентабельности и на ее основе рассчитывается получаемая сумма прибыли. Цена единицы изделия в этом случае определяется делением выручки от реализации на планируемый объем выпуска в натуральном выражении. Если же необходимый для реализации стратегического плана предприятия объем прибыли определен, то возможен обратный расчет уровня рентабельности и, соответственно, уровня прибыли в цене товара или услуги. Следует иметь в виду, что для возмещения издержек и получения прибыли необходимо реализовать объем продукции, не меньший того количества, которое было принято при расчете цены. То же самое касается и цены: фактические отпускные цены не могут быть ниже запланированного уровня.
Сущность метода «средние издержки плюс прибыль» заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих стоимость затрат, не учтенных в базовой себестоимости продукции (в частности, налогов и платежей, включаемых в цену изделия по ставкам в соответствии с действующим законодательством), а также прибыль предприятия. Величина надбавки может быть стандартной для каждого вида товара, а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы, объемов продаж. Данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она не может опускаться.
Метод стоимости изготовления. К полной сумме затрат на единицу продукции или услуг добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую вкладу предприятия в формирование стоимости продукта. Этот метод ценообразования наиболее эффективен в случае установления цены по одноразовым заказам, определения наиболее и наименее рентабельных продуктов, изменения структуры продаж.
Метод маржинальных издержек. К переменным затратам на единицу продукции или услуг добавляется сумма (процент), покрывающая постоянные затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. Метод применим практически для любых предприятий.
Метод рентабельности инвестиций. Метод основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. В наибольшей степени подходит для предприятий с широким (постоянно расширяющимся) ассортиментом продуктов, каждый из которых требует своих переменных затрат.
Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции. В основе данного метола лежит тот факт, что цена может не находиться в прямой зависимости от издержек, а последние могут быть изменены в соответствии с условиями, существующими на рынке. Однако из этого положения не вытекает, что издержки вообще игнорируются. Их уровень следует учитывать при решении вопроса о выпуске нового товара, предполагаемая продажная цена которого устанавливается исходя из условий рынка.