Базовые концепции финансового менеджмента
1)Концепция идеальных рынков капитала.
Идеальный рынок означает:
1)полное отсутствие трансакционных затрат (брокерские или посреднические затраты);
2)отсутствие всех налогов;
3)наличие большого числа покупателей и продавцов;
4)равный доступ на рынок юридических и физических лиц;
5)отсутствие затрат на информационное обеспечение, то есть равнодоступность информации;
6)одинаковые, однородные ожидания всех действующих лиц;
7)отсутствие затрат, связанных с финансовыми затруднениями.
Большинство из этих условий в реальном мире не соблюдается.
2)Концепция временной стоимости денег
Заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость. При этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов.
3) Теории стоимости и структуры капитала Модильяни – Миллера
Вывод, который следует из 1 книги: стоимость любой фирмы определяется её будущими доходами и не зависит от структуры капитала. Они исходили из концепции идеального рынка и с помощью идеи арбитражных операций доказали, что структура капитала не влияет на стоимость фирмы.
Во 2 книге они вводят в модель фактор налог с корпораций. Чем выше доля заёмного капитала, тем выше цена акций. Это подкреплялось аргументами вытекающими из структуры налогообложения корпораций в США, а именно: налоги платятся из ЧП, а выплаты кредиторам- из прибыли до уплаты налогов. Это приводит: при увеличении доли заёмного капитала увеличивается доля валового дохода, остающаяся у собственника (инвестора). В этой модели не учитывается фактор финансовой независимости, а улучшенный вариант этой теории утверждает:
1. наличие определённой доли заёмного капитала идёт на пользу фирме, когда увеличивается рентабельность собственного капитала;
2. для каждой фирмы существует свой определённый уровень доли заёмных средств.
3) Теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов
Родоначальник теории-Марковец. Совокупный уровень риска может быть уменьшен за счет объединения рисковых активов в портфель, так как отсутствует прямая функциональная связь между значениями доходности по большинству различных видов активов.
Из этого вытекает, что:
1) для минимизации рисков инвесторам следует объединить рисковые активы в портфель;
2) уровень риска по каждому активу следует измерять не изолированно от отдельных активов, а с точки зрения его влияния на дифференцированный портфель.
Теория Марковица не давала ответ по методике определения связи риска и требуемой доходности. Данную взаимосвязь характеризует специальная модель оценки доходности финансовых активов: модель ”CAPM”
Эта модель основана на допущении наличия идеальных рынков и ряда других допущений. По этой модели требуемая доходность любого вида рисковых активов представляет собой функцию трех элементов:
-безрисковой доходности;
-средней доходности на рынке ценных бумаг (коэффициент “бета”);
-индекса колеблемости данного финансового актива по отношению к доходности на рынке в целом.
4) Теория агентских отношений
Данная теория объясняет взаимоотношения собственника и наемного менеджера, причины возникновения конфликтов между ними и способы их решения.
Интересы менеджера могут быть следующие:
-закрепить за собой собственное место;
-привести свою “команду”;
-расширить собственную власть и др.
Поэтому возник термин “агентские затраты” - т.е. затраты на управление собственностью:
-расходы на осуществление контроля за деятельностью менеджеров;
-создание организационной структуры, ограничивающей нежелательные действия менеджеров;
-альтернативные затраты – ограничивают свободу действия финансового менеджера.
Система стимулирования менеджеров и уменьшение агентских рисков:
1)с помощью различных денежных фондов (продажа опционов управляющим; наградные акции и др.)
2)непосредственное вмешательство акционеров в деятельность путем приобретения мест в Правлении Совете директоров и др.
3)угроза увольнения из-за уменьшения стоимости активов, разового нарушения дисциплины и т.д.
4)угроза скупки контрольного пакета.
5) Концепция асимметричной информации
Отдельные категории лиц могут владеть информаций не доступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами.