Методические указания по проведению производственной практики
До отъезда на практику со студентами проводятся установочные занятияв объеме, определяемом деканатом факультета. На занятиях до студентовдоводятся цели и программа прохождения практики.
В период практики студент обязан вести ежедневно рабочий дневник по установленной форме (приложение А). В дневнике необходимо отражать содержание работы за каждый день практики. Дневник - это основа для последующего составления отчета по практике. Дневник еженедельно подписывается практикантом и руководителем практики, по завершении практики подпись руководителя практики заверяется печатью.
В период практики студент обязан соблюдать установленные на предприятии правила внутреннего распорядка, а также иметь в виду, что определенная часть информации может носить конфиденциальный характер и её можно использовать только в учебных или исследовательских целях.
По окончании практики студент должен представить письменный отчет, подписанный руководителем практики от предприятия и заверенный печатью предприятия на титульном листе. Также после окончания практики студент должен получить отзыв руководителя производственной практики от организации (заполняется в соответствующем разделе Путеки).
Во время прохождения практики студенту следует изучить и отразить в своем отчете ряд вопросов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность и состояние коммерческой деятельности предприятия. Результаты изучения студент должен последовательно и полно отразить в отчете о прохождении практики.
Сведения об условиях и результатах деятельности предприятия должныбыть краткими, но позволяющими составить представление о состоянии иперспективах развития торгового предприятия.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Трудоемкость производственной практики составляет 4 зачетные единицы.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Формы текущего контроля |
Организация практики | Заключение договора с предприятием о прохождении практики | |
Производственный этап | Дневник о прохождении практики | |
Обработка, анализ и систематизация полученной информации | Отчет по практике | |
Защита отчета по практике | Зачет (с оценкой) |
Отчет должен содержать:
- титульный лист (приложение Б);
- оглавление (наименование разделов с указанием страниц);
- основная часть (изложение материалов по разделам);
- список литературы;
- приложения.
*Также к отчету должны быть приложены: путевка на практику, договор (данные документы можно получить по адресу Кремлевская 18, каб. 110В, Гузель Кабировна), дневник о прохождении практики (приложение А). Данные документы должны быть заполнены, подписаны, также должны быть проставлены печати организации и вуза.
Содержание разделов основной части отчета представлено ниже:
Раздел 1. Характеристика деятельности предприятия
Знакомство с местом прохождения практики с целью изучения системы управления, масштабов, организационно-правовой формы организации и показателей, характеризующих эффективность ее финансово-экономической деятельности.
Наименование, местоположение и организационно-правовая форма деятельности предприятия. История развития предприятия. Миссия предприятия, цели, рыночные позиции. Характеристика видов деятельности предприятия. Знакомство и анализ организационной структуры предприятия. Характеристика реализуемой продукции (оказываемых услуг). Имидж предприятия, корпоративная культура и другие отличительные особенности.
Изучение состояния и перспектив развития хозяйственной и финансовой деятельности, основных технико-экономических показателей работы организации.
Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия
Группа | Коэффициенты |
Показатели ликвидности | 1. Коэффициент текущей ликвидности; 2.Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности; 3. Коэффициент абсолютной ликвидности; 4.Коэффициент обеспеченности собственными средствами; 5. Доля оборотных средств в активах; |
Показатели платежеспособности (финансовой устойчивости) предприятия | 1. Коэффициент автономии; 2. Коэффициент финансового левериджа; 3.Коэффициент производственного левериджа; 4.Коэффициент восстановления платежеспособности; 5. Коэффициент утраты платежеспособности; 6. Коэффициент капитализации; 7. Коэффициент автономии; 8. Коэффициент финансовой устойчивости; 9. Коэффициент маневренности. |
Показатели рентабельности | 1. Рентабельность активов; 2. Рентабельность собственного капитала; 3. Рентабельность продаж; 4. Чистая рентабельность; 5. Рентабельность производства. |
Показатели деловой активности | 1.Коэффициент общей оборачиваемости капитала; 2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств; 3.Коэффициент отдачи нематериальных активов; 4.Коэффициент отдачи собственного капитала; 5.Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; 6.Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; |
Рекомендуемый перечень показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия
Группа | Коэффициенты |
Показатели производительности труда | 1. Выработка; 2.Трудоемкость. |
Показатели использования основных фондов | 1. Фондоотдача; 2. Фондоемкость; 3.Фондовооруженность; 4.Коэффициент интенсивности использования основных средств. |
*Целесообразно приложить к отчету копии бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах деятельности предприятия за последние 3-5 лет)
Раздел 2. Организация торгово-технологического процесса на предприятии
Необходимо описать:
1. процесс формирования товарного ассортимента и способы его оптимизации;
2. составляющие элементы системы товародвижения, их сущность, особенности организации, функционирования и пути минимизации издержек обращения;
3. порядок оформления заказов и расчета с поставщиками;
4. процесс закупки товаров: источники поставок товаров, системы выбора поставщиков, порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи;
5. методы определения закупок и поставок товаров;
6. технологию приемки товаров на склады;
7. роль складских помещений в торгово-технологическом процессе и их виды;
8. классификацию товарных запасов, пути их формирования, методы учета и контроля, методы планирования, оптимизации и управления;
9. технологический процесс торговли;
10. и приложить нормативно-правовые документы, регламентирующие правила транспортировки, приемки, складирования и хранения товаров;
11. процесс реализации товаров и оказания услуг;
12. формы и методы продажи товаров;
13. процесс консультирования покупателей о назначении и качестве товаров, об условиях и сроках хранения;
14. процесс обслуживания и расчетов с покупателями;
15. процесс снятия показаний контрольно-кассовых машин и оформление отчета после окончания работы на контрольно-кассовом аппарате;
16. методы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.