Классификация видов экономического анализа по методике изучения
При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах деятельности с показателями плана текущего года и данными прошлых лет (своего предприятия и других аналогичных предприятий)
Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на изменение результирующих показателей.
Диагностический анализ (экспресс) представляет собой способ установления характера нарушения нормального хода экономических процессов.
Маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
С помощью экономико – математического выбирается оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
Стохастический анализ – (корреляционный, дисперсионный и др) используется для изучения стохастических взаимосвязей между исследуемыми явлениями и процессами хоз деятельности предприятия.
Функционально – стоимостной – исследует функции, которые выполняет объект, и выявляет производственные резервы. Назначение – выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей,замены материалов и тд.
Структура и задачи комплексного бизнес-плана.
БП-план создания и развития нового предприятия, либо нового подразделения, хоз.проекта. Служит обоснованием инвестирования денежных средств.
Задачи БП: 1) определение конкретных направлений и видов деятельности, перспективных рынков сбыта и позиции фирмы на этих рынках; 2)разработка стратегических и текущих целей организации и возможности их достижения;
3) определение видов Т и У, с которыми предприятие собирается на рынок; 4) оценка всех затрат; 5)выявление соответ.кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению пост.целей; 6)анализ технико-эконом.уровня и финан.положения пред-ия. 7)анализ рисков возникающих в ходе осуществления БП.
Структура БП: 1) Краткое содержание ( наименование и адрес; учредители; суть и цели проекта; стоимость проекта; потребность в инвестициях; сроки окупаемости; уровень конфиденциальности м-в проекта). 2) Анализ положения дел в отрасли ( текущая ситуация в отрасли и тенденция ее развития; направления и задачи деятельности; ближ.перспективы; описание ведущих компаний отрасли). 3) Существо предлагаемого проекта ( продукция; технология; лицензии; патенты). 4) Анализ рынка ( потенциальные потребители; емкость рынка и теденции его развития; оценочная доля компаний на рынке). 5) План маркетинга ( цены, ценовая политика; каналы сбыта; реклама; прогноз объемов продаж новой продукции). 6) Производственный план ( производственный процесс; производ.помещения; оборудование; источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров; субподрядчики). 7) Организационный план и управление персоналом ( форма собственности; партнеры владельцы; руководящий состав; организац.структура). 8) Анализ рисков ( слабые стороны компании; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии). 9) Финансовый план ( отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных средств; баланс; показатели эффективности). 10) Приложения ( копии контрактов, лицензий; копии документов,из которых почерпнута исхдная информация).
6. Информационная база экономического анализа: система показателей и основные свойства информации. Источники информации экономического анализа.
Информация является главный элементов управления предприятием.
Информация отражается в системе показателей, которые подразделяются на 3 группы :
1) по содержанию – количественные, качественные
2) по качеству необходимых сведений – общие, частные
3) по форме выражения – абсолютные, относительные.
Составляются аналитические таблицы, которые включают исходные данные для анализа, расчетные аналитические показатели и аналитическую обработку показателей.
Для анализа рыночные позиций предприятия показатели его деятельности сравниваются с аналогичными пок-ми конкурентов. Это позволяет определить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия и разработать мероприятия для усилений рыночных позиций.
Источники данных делятся на: плановые , учетные, внеучетные:
Плановые:
1. все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты)
2. нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
К источникам информации учетного характера относятся:
1. все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативно-производственного учета
2.первично учетная документация по всем участкам учета
3. бухгалтерская, статистическая, оперативная и производственная отчетность.
Основная роль – бух отчетность.
Внеучетные источники – документы, регулирующие хоз деятельность, а также данные:
1. официальные документы (законы государства, указы президента, постановления правительства, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей, рекламация, договоры и соглашения, контракты)
2. решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия
3. материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах
4. устная информация, которая получена во время встреч с членами данного коллектива или представителями других предприятий.
Газеты Экономика и жизнь, финансовая газета, коммерсант
Требования к информационным источникам:
1.аналитичность информации и соответствие ее потребностям административно – хозяйственной деятельности предприятия. (система экономической информации независимо от источников поступления, должна соответствовать потребностям хозяйственном деятельности предприятия, т.е обеспечивать поступление данных о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая нужна аналитику)
2. Достоверность и объективность отражения исследуемых экономический явлений и процессов. (иначе выводы по анализу не будут соответствовать действительности)
3.единство экономической информации, поступающей из разных источники.
4.оперативность – своевременное поступление информации
5.рациональность источников информации (требовать минимум затрат на сбор хранение и использование данных)