Основные принципы контрактной системы.

Основными принципами контрактной системы являются принципы:

открытости,

прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,

обеспечения конкуренции,

профессионализма заказчиков,

стимулирования инноваций,

единства контрактной системы в сфере закупок,

ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд,

эффективности осуществления закупок.

Одним из главных вопросов который ставят перед собой каждый заказчик это вопрос о том ,какие предприятия и организации обязаны руководствоваться положениями Закона № 44ФЗ при размещении государственного заказа ?

Согласно закона - это:

-государственные заказчики в лице государственных органов, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" , орган управления государственным внебюджетным фон-

дом, государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

- муниципальные заказчики;

- бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из

бюджетов бюджетной системы РФ;

- автономные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия в пределах средств выделяемых из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности;

- юридические лица, не являющееся государственным или муниципальным учреждениями или ФГУП, МУП (иными словами это акционерные общества), которым в соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяются бюджетных инвестиций, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

На всех перечисленных Заказчиков, при осуществлении ими закупок за счет указанных

средств, распространяются положения настоящего в закона и в пределах средств выделяемых

им из бюджета.

При этом в пункте 6 статьи 15 закона в прямую указано о том, что, если государственные органы, являющиеся государственными заказчиками передают свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, ФГУП или МУП такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона

При этом необходимо отметить, что после вступления в силу закона № 44-ФЗ, осуществление закупок товаров, работ, услуг ФГУП и ОАО за счет бюджетных средств в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. невозможно.

Планирование закупок.

Законом № 44-ФЗ установлено, что каждая государственная или муниципальная закупка

должна быть запланирована. Для этих целей законом предусмотрено требование формирования Заказчиками планов закупки и планов графиков. При этом все закупки должны осуществляться на основании утвержденных Заказчиком и размещенных в единой информационной системе планов закупки и планов графиков.

Планы закупок осуществляют долгосрочное планирование и формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной

финансовый год и плановый период. В планы закупок также включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода, т.е. на весь срок

планируемых закупок. Например закупки в рамках долгосрочных Федеральных целевых программ.

В планы закупок включаются:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 закона;

2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 закона;

3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки с учетом положений статьи 33 закона, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;

4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 закона;

7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и

(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализи-

рованного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для

проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе

архитектурно-строительного проектирования);

8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или

услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

План закупок формируется и утверждается заказчиком в течение 10 десяти рабочих дней

после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном

выражении.

Утвержденный Заказчиком план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение 3 трех рабочих дней со дня его утверждения, за исключением сведений составляющих государственную тайну. При этом план закупок может корректироваться.

На основании плана закупок разрабатывается План-график, который формируется на

один финансовый год, который содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием,

для осуществления закупок.

Если закупка не включена в план-график разместить извещение о закупке в информационной системе будет невозможно (данное положение вступает в силу 1 января 2015 г.).

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с

учетом положений статьи 33 закона,

количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,

планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, 5

начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),

обоснование закупки в соответствии со статьей 18 закона,

размер аванса (если предусмотрена выплата аванса),

этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и

обоснование таких требований;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора

этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 закона критерия стоимости

жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае

применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8) информация о банковском сопровождении контракта.

Законом установлено, что если период осуществления закупки превышает срок на который

утверждается план-график, в план график также включается общее количество товара, объемы

работ или оказываемых услуг и сумма необходимая для их оплаты на весь срок исполнения

контракта по годам, следующих за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Из этого положения следует, что закупки могут размещаться на несколько лет, особенно

это касается выполнения долгосрочных федеральных целевых программ, а также строитель-

ства и реконструкции и технического перевооружения объектов капитального строительства, в

том числе на весь срок строительства или реализации утвержденной ФЦП.

Законом предусмотрено внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки

в соответствии с частью 13 статьи 21 закона, которое может быть осуществлено не позднее

чем за 10 десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии со статьей 18 закона заказчик обязан обосновать закупку при формировании плана закупок и плана-графика.

При этом в плане закупок обосновывается

-объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки в нашем с вами случае это реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ в том числе ФЦП,

-требования к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги).

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном

статьей 22 закона;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя;

3) дополнительные требования к участникам закупки.

Из сказанного в законе следует, что этап планирования закупок приобретает очень важное значение, т.к. на этапе утверждения план-графика Заказчик должен определить практически все основные параметры закупки, которые затем должны быть включены в документацию

о закупке и извещение.6

Закон № 44-ФЗ в статье 19 вводит понятие нормирование в сфере закупок т.е установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров,

работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не при-

водящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

При этом Правительство РФ, устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок и правила нормирования для федеральных нужд.

Законом установлено обязательное требование общественного обсуждения закупок

(Статья 20 закона).

Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного

обсуждения закупок и его порядок.

Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. По результатам таких обсуждений могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о

закупках или закупки могут быть отменены.

В 2014и 2015 гг. согласно пп.5 ч. 3 ст. 112 общественное обсуждение закупок должно

проводиться, в случае если начальная (максимальная) цена контракта, либо цена контракта с

единственным поставщиком превышает 1 миллиард рублей.

В статье 22 Закона № 44-ФЗ указано требование обоснования заказчиком начальной

максимальной цены контракта посредством применения следующих методов:

1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативного метода;

3) тарифного метода;

4) проектно-сметного метода;

5) затратного метода.

При этом приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен .

Способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, предусмотренных новым законом.

Наши рекомендации