Основные принципы контрактной системы.
Основными принципами контрактной системы являются принципы:
открытости,
прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,
обеспечения конкуренции,
профессионализма заказчиков,
стимулирования инноваций,
единства контрактной системы в сфере закупок,
ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд,
эффективности осуществления закупок.
Одним из главных вопросов который ставят перед собой каждый заказчик это вопрос о том ,какие предприятия и организации обязаны руководствоваться положениями Закона № 44ФЗ при размещении государственного заказа ?
Согласно закона - это:
-государственные заказчики в лице государственных органов, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" , орган управления государственным внебюджетным фон-
дом, государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- муниципальные заказчики;
- бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из
бюджетов бюджетной системы РФ;
- автономные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия в пределах средств выделяемых из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности;
- юридические лица, не являющееся государственным или муниципальным учреждениями или ФГУП, МУП (иными словами это акционерные общества), которым в соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяются бюджетных инвестиций, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
На всех перечисленных Заказчиков, при осуществлении ими закупок за счет указанных
средств, распространяются положения настоящего в закона и в пределах средств выделяемых
им из бюджета.
При этом в пункте 6 статьи 15 закона в прямую указано о том, что, если государственные органы, являющиеся государственными заказчиками передают свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, ФГУП или МУП такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона
При этом необходимо отметить, что после вступления в силу закона № 44-ФЗ, осуществление закупок товаров, работ, услуг ФГУП и ОАО за счет бюджетных средств в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. невозможно.
Планирование закупок.
Законом № 44-ФЗ установлено, что каждая государственная или муниципальная закупка
должна быть запланирована. Для этих целей законом предусмотрено требование формирования Заказчиками планов закупки и планов графиков. При этом все закупки должны осуществляться на основании утвержденных Заказчиком и размещенных в единой информационной системе планов закупки и планов графиков.
Планы закупок осуществляют долгосрочное планирование и формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период. В планы закупок также включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода, т.е. на весь срок
планируемых закупок. Например закупки в рамках долгосрочных Федеральных целевых программ.
В планы закупок включаются:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 закона;
2) цель осуществления закупки, определенная с учетом положений статьи 13 закона;
3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки с учетом положений статьи 33 закона, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
6) обоснование закупки в соответствии со статьей 18 закона;
7) информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и
(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализи-
рованного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для
проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе
архитектурно-строительного проектирования);
8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или
услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
План закупок формируется и утверждается заказчиком в течение 10 десяти рабочих дней
после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном
выражении.
Утвержденный Заказчиком план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение 3 трех рабочих дней со дня его утверждения, за исключением сведений составляющих государственную тайну. При этом план закупок может корректироваться.
На основании плана закупок разрабатывается План-график, который формируется на
один финансовый год, который содержит перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием,
для осуществления закупок.
Если закупка не включена в план-график разместить извещение о закупке в информационной системе будет невозможно (данное положение вступает в силу 1 января 2015 г.).
В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:
1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 закона;
2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с
учетом положений статьи 33 закона,
количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,
планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, 5
начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),
обоснование закупки в соответствии со статьей 18 закона,
размер аванса (если предусмотрена выплата аванса),
этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и
обоснование таких требований;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора
этого способа;
5) дата начала закупки;
6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 закона критерия стоимости
жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае
применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
8) информация о банковском сопровождении контракта.
Законом установлено, что если период осуществления закупки превышает срок на который
утверждается план-график, в план график также включается общее количество товара, объемы
работ или оказываемых услуг и сумма необходимая для их оплаты на весь срок исполнения
контракта по годам, следующих за финансовым годом, на который утвержден план-график.
Из этого положения следует, что закупки могут размещаться на несколько лет, особенно
это касается выполнения долгосрочных федеральных целевых программ, а также строитель-
ства и реконструкции и технического перевооружения объектов капитального строительства, в
том числе на весь срок строительства или реализации утвержденной ФЦП.
Законом предусмотрено внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки
в соответствии с частью 13 статьи 21 закона, которое может быть осуществлено не позднее
чем за 10 десять календарных дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии со статьей 18 закона заказчик обязан обосновать закупку при формировании плана закупок и плана-графика.
При этом в плане закупок обосновывается
-объект закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки в нашем с вами случае это реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ в том числе ФЦП,
-требования к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги).
При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном
статьей 22 закона;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя;
3) дополнительные требования к участникам закупки.
Из сказанного в законе следует, что этап планирования закупок приобретает очень важное значение, т.к. на этапе утверждения план-графика Заказчик должен определить практически все основные параметры закупки, которые затем должны быть включены в документацию
о закупке и извещение.6
Закон № 44-ФЗ в статье 19 вводит понятие нормирование в сфере закупок т.е установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат.
Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров,
работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не при-
водящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.
При этом Правительство РФ, устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок и правила нормирования для федеральных нужд.
Законом установлено обязательное требование общественного обсуждения закупок
(Статья 20 закона).
Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного
обсуждения закупок и его порядок.
Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком. По результатам таких обсуждений могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о
закупках или закупки могут быть отменены.
В 2014и 2015 гг. согласно пп.5 ч. 3 ст. 112 общественное обсуждение закупок должно
проводиться, в случае если начальная (максимальная) цена контракта, либо цена контракта с
единственным поставщиком превышает 1 миллиард рублей.
В статье 22 Закона № 44-ФЗ указано требование обоснования заказчиком начальной
максимальной цены контракта посредством применения следующих методов:
1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативного метода;
3) тарифного метода;
4) проектно-сметного метода;
5) затратного метода.
При этом приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен .
Способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей, предусмотренных новым законом.