Расчет общего объема продаж

Показатель 1 год, квартал 2 год 3 год 4 год 5 год Общие продажи
Рынок А Продано продукции, ед. Цена за ед., руб. Всего продаж                  
Рынок В Продано продукции, ед. Цена за ед., руб. Всего продаж                  
Рынок С Продано продукции, ед. Цена за ед., руб. Всего продаж                  
Общие продажи                  

Организационный план и менеджмент

Эта часть бизнес-плана включает описание структуры управления фирмой, распределение ролей между основными членами управленческой команды и взаимодействие их друг с другом. Необходимо отразить послужной список учредителей, опыт работы в данной области, обязанности и ответственность, поощрения и ресурсы, которыми располагает фирма.

Рекомендуемая схема данного раздела состоит из следующих пунктов.

Организационная структура. Перечислите ключевые управленческие должности в фирме и назовите людей, которые их займут (полезным является представление схемы организационной структуры). Если невозможно заполнить все должности сотрудниками без чрезмерного увеличения накладных расходов, то поясните, как и кем их функции будут выполняться (с использованием работников-совместителей, консультантов или путем совмещения функций). Приведите примеры успешной совместной работы главных действующих лиц управленческой команды, чтобы продемонстрировать, как навыки и опыт каждого дополняют и создают эффективную управленческую команду.

Главные руководители фирмы.Опишите права и обязанности каждого члена команды управления: кто какую работу выполняет; кто кому подчинен; кто принимает окончательные решения. На каждого руководителя составьте подробно резюме, необходимое как иллюстрация деловых качеств и достигнутых результатов в управлении, свидетельствующее о его способности справиться с будущими обязанностями. Резюме состоит из следующих основных частей.

Имя и фамилия руководителя.

Адрес служебный и домашний.

Телефон служебный и домашний.

Должность, на которую рекомендуется кандидат.

Краткая характеристика (укажите возраст, способности, интересы и квалификацию кандидата, мотивы занятия предпринимательской деятельностью, подходит ли он по состоянию здоровья для работы в этой должности).

Трудовой опыт (начните с последнего места работы и перечислите их в обратном порядке; отметьте, имеется ли опыт работы в данной сфере предпринимательской деятельности, есть ли навыки управления).

Образование (начните перечень с указания последнего учебного заведения, которое окончил кандидат, и перечислите их в обратном порядке).

Семейное положение кандидата.

Рекомендации (адреса и телефоны людей, которые могли бы рекомендовать кандидата).

Компенсация за руководство и вопросы собственности.Укажите величину заработной платы каждого члена управленческой команды, сравнив ее с той, что они получали на последнем месте работы. Общая практика за рубежом состоит в том, что на начальном этапе функционирования предприятия его руководители довольствуются скромной величиной вознаграждения – на уровне предыдущего места работы и ниже.

Если фирма планируется как акционерное общество, отметьте, сколько акций находится в собственности его руководителей, какой собственный капитал они вложили в дело.

Другие инвесторы. Опишите других инвесторов фирмы, число и долю акций, принадлежащих им, дату приобретения и стоимость одной акции.

Наем, другие соглашения, опционы и премиальные системы. Изложите существующие или предполагаемые условия найма ключевых сотрудников. Укажите любые ограничения на приобретение акций и вложение капитала, которые повлияют на распределение собственности. Обобщите все подходы к распределению акционерного капитала, существующие и планируемые, которые важны для ключевого персонала и сотрудников. Представьте намечаемую систему опционов и премиальных выплат.

Совет директоров. Приведите решение фирмы относительно размеров и структуры совета директоров. Назовите предполагаемых членов и коротко расскажите об их вкладе в фирму.

Другие держатели акций. Перечислите остальных держателей акций, их права и обязанности, приведите письменные гарантии (если такие имеются).

Профессиональные советники и услуги. Это бухгалтер, юрист, банкир, страховой агент или брокер, в услугах которых нуждаются все фирмы независимо от их размера. Назовите имена и организации ваших советников-профессионалов по аудиту, рекламе, праву и банковским операциям.

Основные партнеры. Укажите, кто будет вашими подрядчиками, поставщиками, покупателями продукции, какова сфера их участия (совместное предприятие, финансовое участие, передача технологии, поставка/аренда оборудования, проектирование, строительство/аренда зданий и сооружений, поставка сырья, материалов и комплектующих, доступ к рынку, сбыт, другое).

В этом разделе также составляется временной график ключевых действий (разработка продукта и процесса его производства, анализ рынка, разработка программы продаж). Следует указать и важнейшие частные задания, критические события, определяющие успех дела. Перечень таких событий включает: завершение дизайна; представление продукта на выставках; заказ сырья, материалов и комплектующих в количествах, необходимых для организации планируемого объема производства; начало производства; получение первого заказа; первую продажу; оплату первых счетов. Это позволяет контролировать ключевые моменты дела, предусматривать и корректировать возникающие сбои с тем, чтобы уменьшить возможный риск.

Грамотно составленное деловое расписание демонстрирует партнеру профессионализм управленческой команды. Предприниматели имеют склонность недооценивать время, требуемое для выполнения различных задач, поэтому постарайтесь быть реалистами. Покажите на графике решающие для успеха вашего бизнеса события:

· создание фирмы;

· окончание НИОКР;

· создание прототипа изделия;

· достижение договоренностей с торговыми представителями;

· выход на торговые показы продукции;

· подписание соглашений с оптовиками;

· заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий;

· начало производства;

· получение первых заказов;

· поставка первых партий товара;

· получение первых платежей и поступлений на счет.

На графике покажите, сколько времени проходит от момента приобретения сырья до получения денежной выручки по каждому выпускаемому продукту или услуге; как изменяется численность управленческого и производственного персонала, идет процесс приобретения или строительство зданий, сооружений и оборудования по мере развития бизнеса.

В разработке этого раздела бизнес-плана вам поможет заполнение следующей таблицы.

Критические события бизнес-плана

Область деятельности (события) Дата начала события Дата окончания Ответ- ствен-ность Возможные сбои в расписании и их корректировка Критические отклонения в расписании
           

Для заполнения таблицы сделайте следующее.

1) Выделите ключевые области деятельности. Составьте список видов деятельности, которые являются жизненно важными в вашем деле.

2) Определите дату начала каждой работы. Для этого рассмотрите место данной работы в общем плане работ.

3) Определите срок завершения каждой работы.

4) Укажите лиц, ответственных за каждую ключевую область деятельности; при этом необходимо, чтобы за каждую область отвечало одно лицо.

5) Определите возможные сбои в расписании и действия по их корректировке.

6) Определите влияние отклонений в расписании на потенциальную жизнеспособность предпринимаемого бизнеса.

График реализации проекта может иметь следующий вид.

График реализации проекта

Этапы реализации Необходимые процедуры и действия Продолжительность
Оформление земельного участка 1. Сбор необходимых документов 2. Проведение экологической экспертизы 3. Предоставление необходимого пакета документов вместе с результатами экологической экспертизы в соответствующий орган на рассмотрение  
Поиск подрядчиков и поставщиков оборудо-вания 1.Изучение рынка предложения строительных услуг, промышленного оборудования пищевой промышленности 2. Ведение переговоров  
Строительство 1. Строительство здания, предназначенного под основное производство 2. Строительство модульного и заготовительных складов  
Заключение контрактов на поставку оборудования 1.Заключение контрактов на поставку оборудования для быстрой заморозки овощей (3 технологические линии) и холодильного оборудования  
Поставка, монтаж оборудования, инструктаж 1. Проведение монтажных работ 2. Проведение инструктажа по использованию и обслуживанию оборудования  
Подготовка к производству 1. Проведение мероприятий по набору персонала 2. Обучение и производственный инструктаж 3. Заключение договоров с сельхозтоваропроизводителями 4. Реклама производимой продукции 5. Налаживание каналов сбыта  
Начало производства    
Выход на полную мощность    

Финансовый план

Финансовый план призван обобщить предыдущие материалы и представить их в стоимостном выражении; определить каковы будут доходы от продаж и прибыль за первый и последующие годы в результате выбранной финансовой стратегии. При этом следует ответить на важный вопрос: какое количество инвестиций потребуется для реализации бизнес-плана в рассматриваемом периоде? Финансовый план выявляет общий потенциал предлагаемого бизнеса. При открытии нового предприятия он будет представлять собой своеобразное «расписание по финансированию», поскольку в этом случае все финансовые оценки являются прогнозными и поэтому носят вероятностный характер.

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для реализации предлагаемого бизнес-проекта и обеспечения его выхода на самофинансирование. В финансовом плане материал, изложенный в предыдущих разделах, получает конкретное цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.

В разделе расписываются затраты на приобретение оборудования, аренду или приобретение соответствующих помещений (в т.ч. производственных площадей), приводятся расчеты налоговых платежей, схема возврата кредитных финансовых средств (по прямому кредитованию или лизинговой сделке). Должны быть описаны условия всех остальных, относящихся к проекту или уже находящихся на балансе, кредитов. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта. Расчет налоговых платежей проводится по тем налогам, которые должны уплачиваться разными видами предприятий в соответствии с действующей системой налогообложения. Например, юридические лица могут работать как по обычной, так и упрощенной системе налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей в зависимости от вида бизнеса также предусмотрены различные режимы налогообложения (например, по некоторым видам предпринимательской деятельности введен единый налог на вмененный доход, ставки которого различны в разных регионах РФ).

Цель финансового плана – определить эффективность предлагаемого бизнеса. Финансовый план составляется на весь срок реализации бизнес-проекта и включает в себя:

1) план (прогноз) доходов и расходов;

2) план денежных поступлений и выплат;

3) анализ состояния потока реальных денег (наличность);

4) балансовый план;

5) анализ безубыточности;

6) стратегию финансирования.

Обычно уровень прибыли (особенно в стартовый период) недостаточен для финансирования нужд по всем бизнес-операциям. Прогноз уровня продаж и расходов позволит определить планируемое поступление денежных средств, покажет периоды наиболее острых потребностей в финансовых ресурсах, поможет определить необходимость коррекции в распределении денежных потоков, а также потребность в дополнительном финансировании.

В этом разделе следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заявителей проекта при привлечении кредитных ресурсов и предлагаемую систему гарантий возврата заемных средств. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Расчеты экономической эффективности проекта выполняются с учетом официального издания «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов» (Утверждены: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999), вторая редакция, рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – 421 с. Электронная версия данного документа приведена в базе «Консультант Плюс» под приведенным выше номером.

В связи с этим здесь не приводится полная методика расчетов и формы расчетных таблиц.

Наши рекомендации