Расчет среднего объема продаж и дисперсии

Объем продаж, млн. руб. Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Число фирм, Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Середина интервала Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru   Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru   Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
- 5 5 - 9 9 - 13 13 -
Итого -

С вероятностью 0,954 определить:

1) средний объем продаж Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru ;

2) долю фирм, имеющих объем продаж 5 – 9 млн. руб. и ниже.

Решение.

Доверительный интервал для генеральной средней Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru :

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Выборочная средняя: Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru (млн. руб.).

Предельная ошибка выборки: Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

По условию Р(t) = 0,954, t = 2,0 (по таблице значений интеграла Лапласа).

Выборочная дисперсия:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru .

Средняя ошибка выборки для бесповторного отбора:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru ;

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru млн. руб.

Определим с вероятностью 0,954 предельную ошибку выборки:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru млн. руб.

Границы генеральной средней:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru ;

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru .

Таким образом, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что средний объем продаж фирм лежит в пределах от 7,56 до 8,44 млн. руб.

Долю фирм, имеющий объем продаж 5 – 9 млн. руб. и ниже, определим по формуле:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Выборочная доля:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Средняя ошибка выборки:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru = Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru 0,001.

Предельная ошибка выборки с заданной вероятностью составит:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Границы генеральной доли:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Следовательно, с вероятностью 0,954 можно утверждать, что доля фирм, с объемом продаж 5 – 9 млн. руб. и ниже, находится в пределах от 68, 8 % до 69,2 %.

Определение необходимой численности выборки

При организации выборочного наблюдения необходимо правильно определить объем выборки n, который обеспечит требуемую точность результатов с заданной вероятностью.

Расчет необходимого объема выборки проводится на основе предельной ошибки выборки Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru в соответствии с видом и методом отбора единиц. Например, выведем формулу объема для средней Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru при собственно-случайной повторной выборке. Имеем,

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Аналогично можно получить остальные формулы расчета оптимального объема выборки в зависимости от вида и метода отбора (табл. 7.5).

Таблица 7.5

Формулы определения необходимого объема выборки n

(m – для серийной) при различных методах отбора

Метод отбора Оцениваемый параметр Вид отбора
повторный бесповторный
Собственно-случайный и механический средняя Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
доля Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
Типический (пропорциональный) средняя Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
доля Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
    Серийный средняя Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru
доля Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Следует помнить, что величина объема выборки не может быть дробной. Поэтому в случае дробного ответа объем выборки округляют только в Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru сторону. Например, если получено 42, 25, то объем равен 43, если 54, 82, объем равен 55.

Таким образом, чем больше объем выборки n, тем меньше значения предельной ошибки Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru выборочного наблюдения. И, следовательно, тем уже границы генеральной средней Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru и генеральной доли Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru . С другой стороны, увеличение численности выборки сопровождается ростом затрат на проведение наблюдения. Поэтому два этих процесса надо оптимизировать.

Если доля отбора не превышает 5 %, то формулу бесповторного отбора можно не использовать, так как это существенно не скажется на величине объема n.

При решении задачи определения необходимого объема выборки величина допустимой предельной ошибки Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru и уровень вероятности, гарантирующей точность оценок выборки, задаются заранее. А величина генеральной дисперсии Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , как правило, неизвестна.

Для оценки генеральной дисперсии можно использовать:

1. выборочную дисперсию по данным предшествующих или пробных обследований;

2. дисперсию Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , найденную из соотношения для среднего квадратического отклонения:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

3. дисперсию Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , вычисленную из соотношения для нормального распределения: Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru где Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru - размах вариации.

4. дисперсию Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , определенную из соотношения для асимметричного распределения: Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru где Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru - размах вариации.

В качестве оценки генеральной дисперсии доли Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru используют результаты предыдущих исследований или максимально возможное значение дисперсии альтернативного признака Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Малая выборка

В практике статистических исследований часто приходится сталкиваться с малыми выборками, которые имеют объем менее 30 единиц. К большим же обычно относят выборки объемом свыше 100 единиц.

Обычно малые выборки применяются в случаях, когда невозможно или нецелесообразно использовать большую выборку. Иметь дело с такими выборками приходится, например, при опросах туристов и посетителей гостиниц.

Величина ошибки малой выборки определяется по формулам, отличающимся от формул для сравнительно большого объема выборки ( Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru ).

При малом объеме выборки n следует учитывать взаимосвязь между выборочной Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru и генеральной дисперсией Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru :

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Так как при малой выборке дробь Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru имеет существенное значение, то вычисление дисперсии производится с учетом, так называемого числа степеней свободы Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru . Оно понимается как число вариантов Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , которые могут принимать произвольные значения, не меняя величины средней Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru .

Средняя ошибка малой Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru выборки определяется по формуле:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

Предельная ошибка выборки Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru для средней и доли находится аналогично случаю большой выборки:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru

где t – коэффициент доверия, зависящий от заданного уровня значимости Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru и числа степеней свободы Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru (Приложение 5).

Значения коэффициента зависят не только от заданной доверительной вероятности Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru , но и от объема выборки n. Для отдельных значений t и n доверительная вероятность Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru определяется по распределению Стьюдента, которое содержит распределения стандартизованных отклонений:

Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru .

Замечание. По мере увеличения объема выбор­ки распределение Стьюдента приближается к нормальному распределению: при n=20 оно уже мало отличается от нормального распределе­ния. При проведении малых выборочных обследований следует учесть, что чем меньше объем выборки n, тем больше раз­личие между распределением Стьюдента и нормальным рас­пределением. Например, при пmin. = 4 это различие весьма существенно, что говорит об уменьшении точности результатов малой выборки.

Распределение Стьюдента применяется для решения следующих задач малой выборки:

1) оценка средней Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru и доли Расчет среднего объема продаж и дисперсии - student2.ru по малой выборке;

2) интервальная оценка по малой выборке.

Наши рекомендации