Расчет и оценка рентабельности объема продаж

Таблица 13

Основные показатели деятельности предприятия, млн.руб.

Показатели Пред год Отч год Отклонения
Общая величина имущества (средняя величина) Капитал и резервы (III раздел баланса) (средняя величина) Долгосрочные обязательства (средняя величина) Средняя величина текущих активов Выручка от реализации товаров, работ, услуг Прибыль отчетного периода Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия Рентабельность текущих активов (стр. 7 : стр.4) х 100 Рентабельность инвестиций [ стр.6 : (стр.2 + стр.3)] х 100 Рентабельность собственного капитала (стр.7 : стр.2) х100 Рентабельность продукции (стр.7 : стр.5) х 100             0,41   0,159   0,104   4,23   652196,5           0,57   0,250   0,163   3,92 +227696   +139678,5   -211   +54701   +14542   +815   +530 - 0,16   +0,091   +0,059   -0,310

Показатели рентабельности можно объединить в четыре группы:

- показатели, рассчитанные на основе прибыли;

- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

- показатели, рассчитанные на основе потоков денежной наличности;

- показатели, рассчитанные на основе рентабельности отдельных видов продукции.

Далее рассмотрим методику анализа этих групп показателей.

4.2.Факторный анализ показателей рентабельности

Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчетов факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости). С этой целью модифицируем формулу

Расчет и оценка рентабельности объема продаж - student2.ru

где S – себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы и составим аналитическую таблицу.

Как видно из таблицы 14 рентабельность объема продаж за анализируемый период сократилась на 0,950 пунктов.

Рассчитаем влияние изменения цены и себестоимости реализованной продукции методом цепных подстановок.

1. Изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации

Расчет и оценка рентабельности объема продаж - student2.ru = 0,5651 – 0,06304 = +0,50206 или 50,21 %

1. Изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации Расчет и оценка рентабельности объема продаж - student2.ru

Расчет и оценка рентабельности объема продаж - student2.ru

2. Проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов

ΔРпрод= ΔРпрод (ΔРцены)+ ΔРпрод (ΔS):

-0,95=50,21-51,16

-0,95=-0,95

Следующий этап анализа – исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности реализованной продукции:

Расчет и оценка рентабельности объема продаж - student2.ru

так и уровнем затрат на производство реализованной продукции (уровень реализации). Кроме того, через рентабельность активов можно оценить деловую активность предприятия через оборачиваемость активов. Формула указывает на пути повышения рентабельности средств:

- при низкой прибыльности продукции необходимо

Таблица 14

Расчет и оценка рентабельности объема продаж

млн. руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Отклонения
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (Vр) Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг ( S ) Прибыль от реализации ( Пр ) (стр.1 – стр.2 ) Рентабельность объема продаж (Рпрод) (стр.3 : стр 1) х 100     6,304     5,354   +14542   +13883 +659 -0,950

Таблица 15

Наши рекомендации