Экспертная оценка организационной структуры предприятия.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. . 2
1. Характеристика организации «Тез Тур»……………………………….3-7
2. Модель взаимодействия организации «Тез Тур» со средой……………8-11
3. Экспертная оценка организационной структуры предприятия…………..12
4. Список литературы…………………………………………………………..13
Введение
Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Какие пути улучшения деятельности предприятия выбирает современный руководитель? Прежде всего, необходимо понять, что ни один руководитель, не хочет потерять самостоятельность в способности находить и принимать решения в вопросах улучшения деятельности предприятия. Потерять самостоятельность в вопросах управления предприятием значит потерять компетентность. Поэтому для современного руководства важнее и естественней не иметь гениев среди своих сотрудников и не покупать передовые и зарекомендовавшие себя во времени технологии и приемы улучшения бизнес-процессов, а обладать необходимой и достаточной информацией о работе своего предприятия и предпочтениях клиентов. Необходимой и достаточной является информация, позволяющая знать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними поставщиками и заказчиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте. Современное предприятие это, если можно так выразиться, корабль, который может плыть, только если все его части будут объединены в определенном порядке и каждая часть выполняет только ту функцию, которая имеет значение для остальных частей и всего корабля в целом. Только при таком условии корабль сможет держаться на плаву, и им можно будет управлять. Именно потому, что существует необходимость иметь такого рода информацию, создается модель.
1. Характеристика организации «Тез Тур»
1.1) Общая характеристика:
Назначение организации. Международный туристический холдинг TEZ TOUR является одной из ведущих компаний в России и лидером по отправке туристов из стран бывшего СССР и Восточной Европы. TEZ TOUR основан в 1994 году, сегодня в его ассортименте такие направления как:Австрия,Андорра,Болгприя, Бразилия,Греция,Доминикана,Египет,Испания,Италия,Куба,Мальдивы,Мексика,ОАЭ,Таиланд,Турция,Шри-Ланка.
Виды предоставляемых услуг. Данная организация занимается массовым туризмом. Компания предлагает своим клиентам помощь не только в подборке и обеспечении места отдыха (разработка туров; договоры с поставщиками туристских услуг, такими как размещения (гостинично-отельный бизнес), питания, трансфера, транспорта (железнодорожные билеты, авиабилеты, водный транспорт); информирование туристов о месте отдыха. Профессионально работая с большими потоками туристов и хорошо разбираясь в ситуации на туристическом рынке, происходит выбор надежных авиакомпаний и лучших отелей. Предлагаются широкие возможности для отдыха туристов, организуется выезды на семинары или конференции, детский отдых, VIP-туры.
Тип организации. «Тез Тур» является юридическим лицом. Оридическая форма – ООО. Имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием. Отраслевая принадлежность (код ОКВЭД): 63.30.
Территориальная разбросанность. Турфирма «Тез Тур» является международным:
- Российская Федерация, г. Санкт - Петербург;
- Австрия: г. Вена;
- Андорра;
- Болгария: г. София; г.Солнечный берег; г. Золотые пески;
- Греция: г. Крит; г. Пелопоннес; г. Родос; г. Корфу;
- Доминикана: г. Пунта-Кана;
- Египет: г. Хургада; г. Шарм-эль-Шейх; Каир;
- Испания: г. Коста-Брава; г.Коста-Дорада; г. Барселона; г. Майорка;
г. Тенерифе ;
- Италия: г. Римини;
- Кипр: г. Ларнака;
- Куба: г. Гавана; г. Варадеро;
- Мальдьвы: г. Мальдивы;
- Мексика: г. Канкун;
- ОАЭ: г. ОАЭ;
- Таиланд: г. Бангкок; г. о. Пхукет; г. Паттайя; г. о. Самуи;
- Турция: г. Анталия; г. Мармарис; г. Фетхие; г. Стамбул; г. Бодрум;
- Украина: г. Киев;
- Шри-Ланка.
1.2) Результаты декомпозиции деятельности организации:
Виды деятельности. Данная организация осуществляет следующие виды деятельности: финансовая, социальная, хозяйственная, маркетинг, снабжение, предоставление услуг.
Выделение подсистем. В организации «Тез Тур» выделяют следущие подсистемы: бугхалтерия, отдел внешнего туризма, отдел внутреннего туризма, визовый отдел, отдел по рекламе, отдел по работе с клиентами, кадровый отдел.
Выделение пространственно обособленных филиалов. Существует множество филиалов «Тез Тур», разбросанных по всему миру. Центральные филиалы находятся в следующих странах: Австрия, Андорра, Болгария, Греция, Доминикана, Египет, Испания, Италия, Куба, Мальдивы, Мексика, ОАЭ, Таиланд, Турция, Украина, Шри-Ланк.
Выделение подсистем деятельности компании.
Рис.1. Функциональная структура организации.
1.3) Содержательное описание функциональных подсистем.
Финансовая деятельность. Связана с движением денежных средств. Ведется учет всех финансовых операций, а так же их анализирование. На основе полученных данных осуществляется планирование бюджета и операций.
Социальная деятельность. В основном направлена на работу с персоналом: учет кадров, повышение квалификации сотрудников, обучение, организация труда и отдыха и т.д. А так же здесь присутствует пиар компании.
Основная производственная деятельность направлена на оказание услуг, необходимых клиентам. Она подразделяется по видам услуг, а также на отдельные подпроцессы в соответствии с технологическими стадиями предоставления услуг.
Продажа туристических путевок. Эта функцианальная система направленна на продажу пакета услуг, в который входит: перевозка, размещение, питание и др.
Обслуживание клиентов.Осущевствляется деятельность по работе с клиентами. Отдел внутреннего туризма: обеспечение отдыха, экскурсии, в пределах свое страны. Отдел внешнего туризма: обеспечение отдыха, экскурсии, за границей. Визовый отел: оказание полного перечня услуг по оформлению туристических виз. Отел по работе с клиентами: непосредственное предоставление услуг ведение сопровождающей туризм документации, обеспечение безопасности и страховки, анкетирование и ведение опросов о качестве услуг.
Вспомогательная деятельность обеспечивает выполнение основной.
Хозяйственная деятельность. Сюда относится различные процессы по поддержанию хозяйства предприятия. Например, обслуживание зданий и сооружений, обслуживание и ремонт оборудования, и т.д.
Снабжение. Деятельность по поставке: расходных материалов, оборудования, продуктов, одеждой, энергоресурсов. А также поставка авиатранспорта и гостиниц.
Маркетинг. Поиск и привлечение клиентов, посредством рекламы, личного контакта и прочих маркетинговых приемов.
Юридическая и информационная деятельность. Обеспечение предприятия всей необходимой информацией различного рода. А так же юридическая поддержка при решении различных вопросов и задач с другими предприятиями и клиентами.
2.Модель взаимодействия организации «Тез Тур» со средой.
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании.
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней. Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:
· финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты);
· средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);
· общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например, жители курортной зоны);
· персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение к работе. Кроме того, хороший имидж фирмы в глазах ее собственных работников благотворно воздействует и на другие контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристского предприятия требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности фирмы, проведение мероприятий по стимулированию их труда, повышению социальных гарантий.
Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
Рис. 2. Взаимодействие предприятия с окружающей средой.
В окружающей среде организаций, как правило, выделяются следующие виды систем: вышестоящие организации, поставщики, клиенты, партнеры. К вышестоящим организациям относятся отраслевые органы управления (министерства, ведомства, главки), территориальные органы управления (администрации областей, городов, районов), налоговые, контролирующие и надзирающие органы и др.
К поставщикам относят организации, поставляющие авиатранспорт, материалы, гостиницы, энергию, оборудование.
Клиентами являются покупатели, как физические лица, так и организации и т.д.
К партнерам относятся сотрудничающие организации (банки, рекламные агентства и т.д.).
Вышестоящие органы:
1. Налоговая инспекция. Компания регулярно сдает отчетность и уплачивает налоги.
2. Правительство. Компания ведет свою деятельность согласно законодательству.
3. Пожарная охрана. Пожарная охрана задает стандартны безопасности, которым предприятие обязано подчиняться.
Другие надзирающие организации: санэпидемстанция, полиция, администрации городов и т.д.
Потребители:
4. Клиенты. Покупатели пакетов туристических услуг.
Партнеры:
5. Рекламные компании. Предоставляют различные рекламные услуги: в интернете, на телевидении, на улице и т.д.
6. ПриватБанк. Предоставляет возможность компании производить безналичные операции.
7. Банк ВТБ24. Предоставляет возможность компании производить безналичные операции.
8. Сбербанк России. Предоставляет возможность компании производить безналичные операции.
Поставщики:
9. Поставщики расходных материалов. Поставляют все необходимое для работы сотрудников филиалов.
10. Аэрофлоты: I Fly, Thai Airways, Emirates, QATAR AIRWAYS, Air Baltic, Air Europa, поставляют авиатранспорт для перелета клиентов турфирмы.
11. Гостиницы: Marriott, Sheraton, Le Meridien, Sol Melia, Princess, поставляют гостинечные номера клиентам турфирмы.
Экспертная оценка организационной структуры предприятия.
Данное предприятие «Тез Тур» - является крупным предприятием, имеет филиалы и имеет большой ассортимент постоянно обновляющихся товаров и услуг. Следовательно сетевой тип организационной структуры наиболее подходит к исследуемой организации.
Необходимо сформировать критерии для экспертной оценки структуры предприятия, оценить вес каждого критерия в баллах. А затем дать экспертную оценку структуры по каждому критерию в баллах от 0 до 1.
Наименование критерия | Вес критерия | Оценка по критерию |
Оперативность управления | 0,25 | |
Адаптивность оргструктуры к изменению рынка | ||
Мотивация работы исполнителей | 0,5 | |
Возможность компетентного управления | ||
Ответственность подразделений за конечный результат | ||
Координируемость решений | 0,25 |
Таблица 1. Экспертная оценка организационной структуры
Необходимо вычислить итоговую (интегральную) оценку структуры следующим образом:
20*0,25+30*1+10*0,5+10*0+10*1+20*0,25=55.
Проделанная работа позволяет оценить эффективность организационной структуры предприятия и сделать вывод о том, что данная оргструктура хорошо подходит к такому типу предприятия.
Список литературы
1. Бикташова Д.Л. Менеджмент в туризме, учебное пособие для студентов образовательных учреждений профессионального образования, обучающихся по специальности «Туризм» / Москва, Альфа-М, 2010г. – 411с.
2. Салиенко Н. Принципы организационных структур: механизм эффективного управления / Н. Салиенко // Предпринимательство, 2004г. – 156-168с.
3. Официальный сайт тураператора «Тез Тур « http://www.tez-tour.com.
4. Гриценко Ю.Б. Архитектура предприятия / учебноепособие - Томск ,
2010. 300 с.